Смекни!
smekni.com

Иероним Босх–жизнь и творчество (стр. 2 из 7)

Золотая надпись, которая является трудной для чтения современного читателя, расшифровывается: ''Meester snijt de keye ras /Myne name is lubbert das" - Мастер, удалите быстро камни. / Меня зовут Lubbert.

Надписи в подобном стиле можно быть найти на гербах этого периода. Текст здесь, однако, связан со сценой: четыре фигуры на фоне пейзажа. У человека, сидящего на стуле, что-то удаляют из головы с помощью трубки. Монах, с оловянным кувшином в руке, кажется, комментирует сцену. Четвертая фигура, женщина с книгой на голове, беспристрастно наблюдает за происходящим.

Что значит эта сцена и надпись "Мастер, удалите быстро камни." (у Лабберта)? В Средневековье выражением "у него камень в голове", пользовались, чтобы сказать, что кто-то глупец (дурак). Так что Лабберт хочет быть вылеченным от глупости как можно скорее. Однако, то, что хирург удаляет из головы, не "камень глупости", а цветок, как лежащий на столе.

На картине присутствуют и другие предметы: перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; кувшин, висящий на поясе хирурга — ненасытность, жадность; книга на голове женщины — сейчас это, к сожалению, не ясно.

В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики — связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.

"Фокусник" — одна из ранних работ Босха. Фокусник установил свой стол у стены, рядом с дорогой. Каждый прохожий останавливается и с интересом наблюдает. К удивлению всех, фокусник показывает, что он вынул маленькую лягушку изо рта старика. В это время, воришка, может и напарник фокусника, опустошает карман простофили. Сова, смотрящая из корзины - типичый, для Босха, символ зла. Под столом сидит маленькая собачка или обезьянка в костюме шута - символ обмана Такую сцену можно увидеть и сейчас, через 500 лет. Другие лица и одежда, но так же простофиля следит за напёрсточником или фокусником. "Склонность человечества к глупости может привести к злу" - говорит, теперь уже нам, Иероним Босх.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Это осмеяние и осуждение пороков человеческого общества, глупости и зла, господствующих в мире. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. Эти понятия имели обобщающий смысл: праведники и грешники находятся, соответственно, на своих кораблях.

Пассажиры корабля Босха — представители различных слоев общества. Главное место занимают монах и монахиня, пьянствующие с группой крестьян, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. Вместо мачты - дерево, сломанная ветвь служит рулем, ковш с длинной ручкой – веслом. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Композиционным построением своей картины Босх подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля, бессмысленность происходящего. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль. Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают на человеческие пороки: невоздержанность, разврат, пьянство, обжорство, тщеславие. Розовый флаг с полумесяцем и сова на дереве - символы зла и ереси. Монах и монахиня, изображены в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдий к занятию любовью. Плоды вишни, лютня и винный кувшин - распутство и потеря самообладания от вина. Автор явно хочет задеть зрителя за живое, шокировать, чтобы невольно на ум пришел вопрос: куда же плывет такой корабль?

Дураки на корабле - не безбожники, так как среди них - монах и монахиня, но они все живут "в глупости". Босх смеётся , но это - грустный смех. Ведь всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и "дураки". Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно.

Эксцентричный и загадочный гений, Босх ясно показал уродливые, зловещие и чудовищные вещи - скрытые существа нашего внутреннего мира.

"Корабль Дураков" - не о других людях, это - о нас. Это себе мы должны задать вопрос : куда же плывет НАШ корабль?

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

В 1486-1487гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Босх состоял почетным членом Братства и выполнил ряд работ по его заказу: цветной витраж для капеллы в церкви Святого Иоанна, роспись и позолоту алтаря, картину с сюжетом «Распятия» и др.

Иероним Босх известен работами, наполненными демоническими существами, показывая его исключительную независимость от традиции его времени. Однако, эта картина полностью соответствует иконографической традиции 15-ого столетия, одна из немногих работ владельца, содержащих портрет дарителя.

Донатор, стоящий на коленях, молится о спасении. Его сопровождает Святой Петр (с ключом), которого донатор считает своим покровителем. Повернувшись к Св.Иоанну Богослову, Св.Петр представляет своего подопечного и просит за него.

Св.Иоанн просит Деву Марию, обратиться к Сыну. Скоро, очень скоро, Он встретится с Всевышним и может заступиться за донатора.

Сцена изображается в месте, где действительно пытали осужденных преступников, на краю Брабантского города, который виден вдали. Сломанная виселица, разбросанные кости...

Личность дарителя не известна. Только его имя, Пётр, обозначено присутствием его святого покровителя. Костюм, который был принят в 15-ом столетии, указывает, что даритель был в свите лорда. Не известно, одиночная ли это картина или это часть алтаря, имевшего боковые створки, что характерно для художника.

javascript:newwindow('christ.html')Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной, имел понятия об инженерном и строительном деле. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.

javascript:newwindow('seno.html')Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов.

javascript:newwindow('wayf.html')Внешние створки алтаря (закрытого) изображали будничную, хорошо знакомую зрителю сцену: по дороге — символу земной жизни — бредет усталый, оборванный путник. Все скромные пожитки — за спиной. Дорога полна опасностей: сзади группа воров привязывает прохожего к дереву, ограбив его; вдали, на холме, готова виселица, на которую страннику очень легко попасть; слева от странника, крестьянин играет на волынке (символ ненасытности или споров) и танцующая пара (символизирующая опасность сексуального искушения).

И, как будто этого недостаточно, страннику угрожает злая собака. Отбиваясь от неё, бедняга, кажется, не видит, что мост, на который он собирается ступить, слишком ветхий, чтобы выдержать его.

В пессимистическом стиле, типичном для него, Босх напоминает зрителям, что мир чреват опасностями, и что человек, идущий по Дороге жизни, никогда не должен забывать о бдительности. Впоследствии этот образ найдет свое развитие в картине «Бродяга», или «Блудный сын», 1510 г.

Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая.

Верхняя часть панели показывает Небеса. Бог наблюдает за ангелами. Непослушных — изгоняет, и они, превращаясь в монстров, подобных крылатым насекомым, падают на землю.

Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Это - Рай. Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама. Ниже — встреча со Змеем-искусителем. И, как следствие, — изгнание из Рая. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. Адам просит Ангела простить их. Но Бог так решил! И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее.

На фоне огня, в котором горят проклятые, (Босх показал его в "Видениях потустороннего мира") идёт строительство новой башни. Как и многое в работах Босха, назначение её было загадкой. Но историк-искусствовед Сикнза (c. 1605), описал её, как строение, для подготовки входящих в Ад. Строительный материал - "души несчастных проклятых". Другая версия, что это пародия на Вавилонскую башню.

Босх предоставляет зрителю разнообразие фигур, подвергающихся наказаниям, связанным с различными грехами.

Первой замечаем голую фигуру, едущую на корове. Окружённая вниманием нескольких демонов, держа чашу, она въезжает в башню. Один из демонов проткнул её раскалённым вертелом. Считается, что это символ того, кто обокрал церковь или заведение для бедных. Рядом наказание Развратника - жаба отгрызает его гениталии, показывая, как все они будут наказаны.