Смекни!
smekni.com

Иероним Босх–жизнь и творчество (стр. 6 из 7)

Как многие из его современников, для большего воздействия на зрителя, для выражения борьбы добра и зла, Босх показывал библейские сюжеты на фоне привычного людям пейзажа. Он часто заменял виды Иерусалима, пустыни на панораму простого голландского города, реки, холмов. Примером является и эта работа.

Cв. Иоанн Креститель находится в дикой местности, мало похожей на Палестину 1-го столетия. Святой лежит среди холмов, на сочной траве. Миссия его (как Предшественника) ясна по его взгляду на ягнёнка (символ Христа) Иоанн, "увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий".

Покой, необыкновенно красивая природа, мясистые плоды, безразличный взгляд Святого передают обстановку лени. Но в этой пасторальной сцене есть элементы угрозы. Почти незаинтересованный взгляд на Ягненка - Бога, и положение Ягненка говорит о духовной слабости, к которой склонно все человечество. Действительно, чувственная природа, мясистые плоды, окружающие Иоанна, показывает привлекательности альтернативы, которую жизнь плоти предлагает жизни духа. И Иоанн, предшественник Христа, расслабляется перед лицом искушения.

Легенда украшала жизнь Св.Иеронима, отшельника и ученого, историями об искушениях, которым он подвергался в пустыне, его видениях и льве, которого он приручил, удаляя шип из его лапы.

Cв.Иоанн Богословсидит на холме. Он держит открытую книгу и перо; он, провидец и пророк, пишет Откровения. Вдали пейзаж низовьев Рейна, но здесь — это остров Патмос, где Cв.Иоанн увидел Апокалипсис. Ангел указывает на небо, где появился символ Апокалипсиса. Начиная со Средневековья это небесное видение было идентифицировано Мадонной. Птица в нижнем углу - ссылка на символическое животное Cв.Иоанна, орла. Птица охраняет принадлежности для письма, которые демон пробует украсть.

"Грехи и наказание за них" — любимая тема Босха. Он считал, что в грех человека вводят демоны-искусители, и создал серию картин о святых, преодолевающих искушения, надеясь, что жизнь праведников послужит примером для других. Св. Антоний Великий - святой, отшельник, был наиболее любим Босхом. На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) - Арест Христа в Гефсиманском саду и Христос, несущий крест.

В центре святой, становящийся на колени; он смотрит на зрителя. Вокруг многочисленные демонические искушения испорченного мира: сцены распущенности, неумеренности, ярости, лицемерия и многих других недостатков. Здесь представлена внутренняя борьба между желанием и запрещением. Поведение личности в бесконечном море искушений - тема, которая часто использовалась в религиозной литературе в те времена.

Непоколебимая вера Антония строго испытывается. Он поднят в небо ордой летящих дьяволов. Его сопротивление - молитва. После его "падения", два монаха (его друзья), поддерживая, ведут его по мосту,окружённому монстрами-искусителями.

Правая створка заполнена сценами распущенности и ненасытности. Внизу - одно из типичных существ Босха (без тела): большой живот, вместо головы, и ноги. Это - обжорство. На заднем плане, между двумя башнями, вооруженные войска заставляют голого человека бороться с драконом в воде. В небе - летящая рыба, с мужчиной и женщиной. Считается, что это Дьявол с Ведьмой.

Под влиянием "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова, неотвратимость Страшного суда овладела верующими. Проповедники расписывали какие муки ожидают грешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.

Три внутренние панели тематически расположены слева направо.

Левая створка показывает сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая.

Для Босхa история Страшного суда начинается с создания Евы, грехопадения и изгнания первых людей из Рая. Это изгнание сравнивается Босхом с изгнанием непослушных ангелов из Небесного рая и превращением их в монстров.

Центральная панель изображает сцену Страшного суда и отделение праведников от грешников.

Под влиянием "Апокалипсиса" Cв. Иоанна Богослова, неотвратимость Страшного суда овладела верующими. Проповедники расписывали, какие муки ожидают грешников. Босх, любимой темой которого была " Грехи и наказание за них", показал что ждёт человечество так, что люди смотрели на его работы с ужасом.

Центральная панель, изображающая Землю, которая достойна только осуждения. В то время, как счастливые праведники находятся в руках Бога, все остальные попадают к Сатане и армии его демонов. Христос-Спаситель и несколько праведников занимают совсем немного места. Зато подробно показаны всевозможные виды пыток и мучений.

49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,

50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Новый Завет Матфея 13

Как и в других работах Босха, действие происходит на фоне темного и горящего Иерусалима. Земля наполнена армией демонов. Грешников жгут, режут, жарят, ломают. Развратников ласкают чудовища, обжору заставляют пить из бочки, которая всё время наполняется. Некоторых монстров, схожих с жабами, змеями, драконами, Босх возможно, видел в религиозных рукописях. Но он первый включил эти изображения в группы, создал новые виды (фигура, составленная только из головы и ног).

Ад - на правой створке.

Дворец Сатаны на фоне столбов огня, сам Сатана у входа, шатёр на крыше дворца с несчастными душами, ждущими наказание — всё это вызывало ужас у людей напуганных проповедями, произведениями (напр. Данте). Ад, изображённый Босхом, — это место, где нет ни законов, ни пропорций (две большие головы справа)

В них есть так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника».

Новаторство живописной техники Босха приводило современников в восхищение не меньше, чем изобретаемые им образы. На фоне суховатой живописи большинства фламандских и голландских художников того времени его картины выглядели живыми и динамичными, краски — сочными, а мазок — быстрым и выразительным. Он умел писать нежными, прозрачными оттенками, создавая тончайшие колористические сочетания и блестяще используя удары ярких красок.javascript:newwindow('volhv.html' )

Особенно хороши босховские фоны с изображением пейзажей и архитектурных сооружений. Чаще всего это реальные нидерландские ландшафты, которые художник писал в окрестностях своего земельного владения в Оиршоте, полученного им в 1484 г. в наследство от родственников жены. Созданные с большим мастерством и достоверностью, они являются такими же «действующими лицами» его композиций, как и персонажи. Мастерское изображение ландшафтов сделало Босха одним из основоположников европейской пейзажной живописи.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии — злобных или равнодушных, жестоких или завистливых — гораздо страшнее босховских фантазий.

Эта триптих был написан для часовни Братства Богоматери в Хертогенбосе и был действующим алтарём. Позже, испанский король Филипп II забрал эту работу в свою резиденцию-монастырь в Эскориале.

"Поклонение волхвов" показывает представление Младенца Христа трем волхвам, прибывшим с Востока. В отличие от других триптихов Босха, которые "читают" от слева направо, этот - от центра.

Триптих объединен общим пейзажем. На боковых створках изображены коленопреклоненные донаторы (заказчики) бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса со своими святыми покровителями Св.Петром и Св.Агнессой.

Основное действие разворачивается на центральной панели. На фоне сельского пейзажа, переходящего на горизонте в городскую архитектуру странных очертаний, перед ветхой хижиной, — Мария с Младенцем, к которым благоговейно подступают волхвы с дарами. Три восточных царя: Мельхиор, Бальтазар и чернокожий Каспар поклоняются Младенцу Христу и подносят Ему свои дары - золото, ладан и смирну. Правда, торжественность церемонии нарушают недобрые элементы: два противостоящие друг другу вооруженных отряда на дальнем плане, безразличное и злобное любопытство пастухов. Этим Босх как бы говорил, что вездесущее зло вмешивается даже в самые священные события.

Створки выполнены в технике гризайль.

Гризайль (франц. grisaille, от gris - серый), вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого). Применяется с 17 в., широко распространена в росписях интерьеров классицизма, главным образом, как имитация скульптурного рельефа.

javascript:newwindow('krest.html')В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами.

Это было последнее произведение Босха.

Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе.


Выводы

Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Наибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен. Фантастические, страшные сцены картин Босха были близки и интересны преисполненному религиозных чувств испанскому зрителю. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. К этому времени он был практически забыт, его имя почти не упоминалось ни в энциклопедиях, ни в учебниках. Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.