Смекни!
smekni.com

Организация фестивальной деятельности в новых экономических условиях (стр. 11 из 21)

Такое положение вызывает необходимость постановки перед организаторами и участниками будущих фестивалей новых задач, определяемых общей целью восстановления народных традиций в их местной специфике и локальном своеобразии. В этой связи особое значение приобретает и сама форма проведения фестиваля, как мероприятия, имеющего многофункциональный характер и обеспечивающего творческое взаимодействие коллективов разных исполнительских уровней.

В сложившихся условиях региональный фольклорный фестиваль, помимо своих ставших уже традиционными задач художественно-творческого и культурно-просветительского плана, должен решать и проблемы адекватного отражения в художественной практике самодеятельных коллективов региональной культурной традиции. В рамках фестиваля эта задача может быть решена через представление коллективами концертных (конкурсных) программ, демонстрирующих широкой аудитории образцы местных фольклорных традиций, а специалистам — степень владения коллективов этими традициями и уровень их исполнительского мастерства. Разумеется, основным критерием оценки при проведении конкурсного просмотра должна быть достоверность воссоздаваемого материала, определяющая, в том числе и исполнительские качества коллективов.

Эта форма позволит специалистам в области фольклора выработать и уже здесь, на фестивале, предложить руководителям коллективов конкретные рекомендации по совершенствованию их работы.

Через специальные формы обмена коллективов опытом освоения народных песенных и хореографических традиций на фестивале должны решаться и задачи учебно-методического плана. Такими формами могут быть творческие лаборатории, конференция, неформальное творческое общение — гулянья, молодежные и детские вечерины. Творческий обмен позволит руководителям коллективов восполнить недостаток методических знаний и практических навыков по работе с источниками, по реконструкции исполнительского стиля и манеры пения, по освоению местных диалектов.

Целенаправленному методическому обмену коллективов опытом поможет их дифференциация на две основные категории — “Мастера” и “Ученики”. К категории “Мастера” следует отнести, в первую очередь, этнографические коллективы, то есть коллективы, которые в качестве ведущих исполнителей включают в себя непосредственных носителей конкретной (локальной) фольклорной традиции, и репертуар которых полностью состоит из образцов этой традиции. Этнографические коллективы, в силу их особого положения по отношению к вторичным коллективам, включаются в фестиваль лишь в качестве почетных участников, а их концертные выступления должны носить представительский характер без какой бы то ни было ориентации на конкурс.

Помимо собственно этнографических коллективов, к категории “Мастера” могут быть отнесены молодежные и детские любительские коллективы, ориентирующиеся в своей деятельности на традицию, использующие в своей работе только аутентичные образцы фольклора и уже утвердившие свой статус фольклорного коллектива на российском или областном уровне.

Для проведения творческих лабораторий и показательных выступлений на площадках города представляется необходимым приглашение нескольких профессиональных фольклорных коллективов, в репертуар которых входят образцы песенно-хореографического фольклора Пензенской области. Их участие в фестивале обозначит тот исполнительский уровень, к которому должны стремиться любительские фольклорные ансамбли.

Коллективы, не отвечающие условиям, предъявляемым к фольклорному коллективу (в первую очередь, опора на аутентичные фольклорные образцы и воссоздание конкретной фольклорной традиции), могут быть отнесены к категории “Ученики”. В рамках творческих лабораторий участники этих коллективов смогут познакомиться с методами работы по освоению фольклорного материала и исполнительскими принципами и приемами “Мастеров”, определить свои приоритеты и возможности творческого роста.

Как показывает практика, фестивальные формы творческого общения не только помогают установить творческие связи между коллективами, но и переводят их деятельность по освоению фольклорных традиций на качественно более высокий уровень, обеспечивают более глубокое понимание значения своей работы, и, как правило, инициируют создание новых фольклорных коллективов.

Определить перспективы и сформулировать цели и задачи следующего этапа работы по возвращению в жизнь культурных традиций поможет заключительная информационно-практическая конференция, на которой участники фестиваля смогут представить свою “не демонстрационную” деятельность, высказать и поставить на общее обсуждение возникающие перед ними проблемы, обозначить свою позицию в общем, русле направления, обращенного в сферу традиционной культуры.

Органичное сочетание в рамках фестиваля художественно-творческих, учебно-методических и просветительских задач позволит, не разрушая праздничности этого действа, реально включить его в контекст серьезнейшей и трудной работы по восстановлению культурных региональных традиций. Одним из условий выбора фестиваля, было проведенное социологическое исследование, результаты которого показали заинтересованность жителей области и работников социально-культурной сферы в подобном виде деятельности.

Таким образом был задуман проект фольклорного фестиваля.

Проект "Родники".

Задачи проекта: обогащение художественной жизни области; создание условий для творческого общения и признания фольклорных коллективов города и области; развитие межрегиональных культурных контактов и связей;

Форма реализации: ежегодный фольклорный фестиваль.

Мероприятия по реализации проекта: разработка Положения о фестивале; учреждение целевого фонда "Родники" и формирование бюджета проекта; разработка символики фестиваля; рекламно-информационное обеспечение фестиваля; организация на базе фестиваля Центра Фольклора в рамках реализации областной целевой программы развития культуры села.

3.2. Исполнительно-внедренческий этап реализации проекта

Организация - учредители смотров или фестивалей - должны принять соответствующее постановление об их проведений. Для подготовки и проведения фестиваля создаются оргкомитеты с участием представителей, учреждений культуры и искусства, высшего и среднего специального звена, телевидения, радиовещания и печати, творческих союзов и обществ. Оргкомитеты разрабатывают и осуществляют практические мероприятия по проведению фестиваля, создают секции по жанрам искусств, определяют лауреатов фестивалей, устанавливают формы их поощрения, представляют кандидатов на последующие туры и итоговые отчеты вышестоящему оргкомитету.

Оргкомитет утверждает условия участия коллективов и исполнителей в показательных выступлениях, в заключительном празднике фестиваля, утверждает составы жюри.

Для проведения фестиваля фольклорного исполнительства разрабатывается положение. Оно включает задачи фестиваля порядок проведения, основные его этапы и мероприятия, критерии оценок, органы руководства, поощрение победителей.

Оргкомитет разрабатывает общие рекомендации по проведению фестиваля (смотра, конкурса).

Критерии оценок.

Особого внимания при проведении конкурсных мероприятий требует использование критериев оценки, отражающих специфику исполнения.

В качестве критериев оценки предлагалось использовать степень исполнительского мастерства участников, т.е. конечный "сценический" результат работы фольклорного коллектива, но и качество его повседневной работы, "стабильность состава, уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.

Критерии оценок художественной самодеятельности:

1. Идейно-художественный уровень выступлений.

2. Степень исполнительского мастерства.

3. Качество повседневной работы коллектива, конкурсанта.

4. Стабильность состава, выступления.

5. Уровень решения в коллективе учебно-воспитательных задач.

При оценке конкурсных выступлений фольклорных коллективов общие критерии должны быть дополнены специфическими:

1. Отражение в репертуаре местного материала.

2. Соответствие стиля исполнения народной традиции;

3. Степень владения импровизационными приемами народного исполнительства;

4. Степень профессиональной отработанности фольклорного материала;

5. Этническая чистота воспроизведения;

6. Качество.

7. Сценическое воплощение фольклора

Функции оргкомитета, жюри:

Функции оргкомитета:

1. Участники.

2. Задания.

3. Критерии.

4. Жюри.

5. Призы.

6. Ведущий.

7. Реквизит.

8. Техника.

9. Помещение.

10. Зрители.

11. Придумать конкурсу яркое название;

12. Сформулировать конкурсные задания;

13. Разработать условия и критерии конкурса.

14. Издать информационные и инструктивные материалы.

15. Заранее составить план провидения

16. Принять соответствующие постановление.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

После того как «Положение» составлено, работа организатора должна быть направлена на практическую реализацию сразу нескольких задач.

Во-первых, организатор должен найти будущих участников конкурса. Во время этой кампании можно применять как массовую, так и индивидуальную работу, можно использовать приглашения, листовки, стенды, радио, телевидение выбор средств зависит от масштабности конкурса и от традиций каждой конкретной школы. Главное сделать так, чтобы желающих было много.