Смекни!
smekni.com

Конферансье и ведущий программы: традиционные и современные модели (стр. 14 из 18)

Одним из важнейших признаков эстрадности является социальная мобильность, праздничность.

Эстрадной праздничности соответствует жанровая раскованность, а эстрадный актер должен в совершенстве владеть многими профессиональными навыками, находится «на стыке» нескольких видов искусства, т. е. быть, в некотором роде, «универсалом». Сам характер актерского исполнительства тоже тяготеет к яркости, броскости. Все – в том числе игра света, смена живописных задников, изменение на глазах зрителей формы сценической площадки – «работает» на создание атмосферы праздника, вызывает у присутствующих радостный подъем, хорошее настроение.

Сегодня самым популярным жанром праздничной эстрадой является шоу.

Понятие «шоу», означающее пышное варьете – представление, появилось примерно в 30-е годы ХХ века.

В переводе с английского ШОУ – это:

· показ, демонстрация;

· зрелище, спектакль;

· показная пышность, парадность.

Коль скоро шоу – это эстрадное зрелище, то оно предполагает разнообразие составляющих его номеров – произведений: недаром на многих языках искусство эстрады называют «варьете» (от франц. - разнообразие). Причем разнообразие эстрадного целого определяется несходством, как актерских индивидуальностей, так и видов творчества: тут и словесные жанры, и инструментальная музыка, и вокальное искусство, и хореография.

Т.П. Ванченко в своём научном исследовании «Технология моделирования культурных программ на TV: современное состояние и перспективы», даёт следующие характеристики понятию «шоу».

- «Шоу» – это система специфических выразительных средств, характеризующихся особым типом зрелищности, переводящим психологическое состояние зрителей на другой эмоциональный уровень через аттракционность воздействия и программность построения (в противовес сюжетности);

- Шоу – некоторое организованное действо, направленное на восприятие кем-либо; имеет следующие характеристики: массовость участников и зрителей, товарность представляемого продукта и особый тип зрелищности.

- Зритель, приходя на шоу – программу, где доминирует развлекательная направленность, намеревается получить разрядку, отдохнуть, обрести хорошее настроение, причем, не затрачивая чрезмерных усилий на восприятие, ведь эстрада – искусство «легких жанров», ей характерно облегченность процесса восприятия. Этому должны способствовать все компоненты шоу. Одним из таких компонентов является особая структура программы, система построения которой полностью отвечает потребности зрителя в ярком, праздничном, разнообразном зрелище. (стр. 16)

Т.П. Ванченко выделяет пять основных видов телевизионных шоу: ток-шоу (разговорное шоу), документальное шоу, шоу-театр, музыкально-развлекательное шоу, шоу-игру.

В соответствии с темой нашего исследования мы будем в основном обращаться к музыкально-развлекательному шоу.

Шоу – программам свойственна масштабность, как правило, они проходят в крупных концертных залах. Это значит, что основная часть шоу должна строиться на выступлениях первоклассных исполнителей, так называемых «звезд», чей творческий уровень высок, и чьи выступления собирают большое число зрителей. В этом одна из главных особенностей шоу.

И все же, - пишет А.С. Вартанов, - «Телевизионное эстрадное шоу – это не простая разновидность хорошо знакомой нам телепередачи. Оно отличается от нее несколькими важными чертами:

- Во-первых, телевизионное шоу не воссоздает какой-то определенный концерт, происходивший на сценических подмостках, а создает свое собственное зрелище.

- Во-вторых, оно снимается в телестудии, которая специально оформляется художником-архитектором для этого случая.

- В-третьих, телешоу делается по определенному сценарному замыслу, объединенному каким-то общим поводом.

- В определенном смысле телешоу является синтетической формой соединяющий в себе возможности как бы обычной передачи, так и эстрадного телефильма.» (Вартанов тел.эстр 1982 . 22-23).

Вартанов выделяет шоу-программы, которые можно назвать «монографическими», о своего рода «бенефисах». Шоу такого рода сделаны во имя одного какого-либо талантливого артиста. Здесь все – от сценарного замысла и до характера освещения – должно быть подчинено раскрытию его артистической индивидуальности.

Существуют и серийные шоу, например, «Песня года», «Старые песни о главном», «Большая премьера», «Кривое зеркало», «Аншлаг», «Субботний вечер», «Новые песни о главном», «Народный артист», «Танцы со звёздами» и. т. д. Есть шоу-программы, где базовой моделью является конкурс – к их числу относятся «Конкурсы красоты», «Евровидение», и т. д.

Шоу, как правило, не может обойтись бес шоумена.

В переводе с английского это – «хозяин цирка, аттракциона и т. п. ; балаганщик; специалист по организации публичных зрелищ»

Шоумен – это не просто ведущий – диктор или же ведущий – комментатор. А. С. Вартанов отмечает, что шоумен, как и «звезда», должен обладать немалой артистичностью, обаянием, умением весело и непринужденно общаться. Шоумен должен быть личностью, обладать достаточным уровнем интеллекта, находчивости, остроумия, инициативы.

Шоуменами на нашем телевидении являются, Леонид Якубович, Николай Фоменко, Валдис Пельш, Иван Ургант, Максим Галкин.

Мы с особым интересом наблюдаем за творчеством молодого шоумена Ивана Урганта, ведущего таких TV – программ, как: «Народный артист» (в паре с ведущей Фёклой Толстой); «Большая премьера» (в сольном и парном ведении с отцом Андреем Ургантом). Совсем недавно в мае месяце сего года первый канал TV порадовал телезрителей показом нового (4-х серийного) проекта «Весна с Иваном Ургантом».

Мы считаем это шоу и особенно работу его ведущего Ивана Урганта значительным событием, поскольку «Весна» провозгласила, на наш взгляд, возрождение жанра конферанса в лучших его традициях, обогащённых новыми, современными технологиями. На сцену вышел «Хозяин» программы (по определению А.Алексеева) и в течение одного часа, не уходя со сцены, принимал гостей и развлекал зрителей.

Мы прохронометрировали одну из программ «Весна» (№3) и получили следующие результаты:

Ведущий один на сцене: 16 мин 15сек.

Ведение программы И. Урганта (диалоги с гостями): 37 минут 10 сек.

Эпизод с Михаилом Боярским: 9 мин. 40 сек.

Эпизод с Валерией: 6мин.

Эпизод с Михаилом Ефремовым: 10 мин. 40 сек.

Эпизод с Сосо Павлиошвили: 8 мин. 10 сек.

Эпизод с Семеном Фурманом: 3 мин 10 сек.

Общее время эпизодов (с гостями): 37 мин. 20 сек.

Эпизод с Денисом: 1мин. 40 сек.

Эпизод с Семеном: 3 мин. 50 сек.

Эпизод с Натальей Андреевной: 5 мин. 10 сек.

Эпизоды с помощниками (условно называемыми работниками сцены) общее время: 10мин. 40 сек.

Песня, ведущего с М. Боярским: 4 мин. 10 сек.

Песня, ведущего с Валерией: 2 мин. 40 сек.

Куплеты, ведущего и М. Ефремовым: 2 мин.

Песня, ведущего с Сосо Павлиошвили: 3 мин. 45 сек.

Танец ведущего в прологе: 1мин. 35 сек.

Общее время выступления артистов (песни, куплеты, танец):13 мин. 10 сек.

Время отсутствия ведущего на сцене составляет: 55 сек.

Общее время программы: 1 час 10 минут.

Ведущий (шоумен) Иван Ургант работает в программе 1 час 05 мин. Это очень большой отрезок сценического времени. Есть опасность «утомить собой» зрителей. Ургант, как показали 4 программы «Весна» счастливо избегал этой опасности. Во многом этому способствовало то, что ведущий работал в разных жанрах шоу-программы.

Проанализируем структуру шоу «Весна» №3

Структура программы представлена выступлением – «Весёлый семафорщик». Это хореографическая миниатюра, в которой ведущий программы Иван Ургант с большим удовольствием демонстрирует «как хорошо он научился танцевать» в процессе подготовки к этой программе. И действительно, он хорошо танцует, а его настроение, как и целом, праздничная атмосфера номера передаётся в зрительный зал и незамедлительно получает одобрительный отклик зрителей.

В основной части программы 12 эпизодов: это эстрадные миниатюры, интермедии, вокальные дуэты и трио, инструментальные дуэты и ансамбли, куплеты в дуэте с гостем программы (М. Ефремовым), музыкальная дуэль и «дуэль ораторов» с Сосо Павлиашвили. Так же он играет на рояле и на гитаре, на барабанах, на гармошке, подчёркивая всякий раз, что он учится у профессионалов. Он продолжает учиться во время исполнения их номеров, не уходя со сцены продолжая наблюдать за ними.

В этой программе он выступает с фельетоном «оранжевый автомобиль», который неожиданно заканчивается пронзительно лирической интонацией (в традициях А. Райкина).

Фельетон – это наиболее публицистичный из всех разговорных жанров. Фельетонист вправе сообщать своей аудитории определенные мысли о явлениях общественной и частной жизни, о событиях за рубежом и у нас в стране, не украшая эти высказывания остротами или игровыми моментами, то есть в праве прибегать к чистой публицистике.

Создается впечатление, что Ургант постоянно импровизирует. Но это не так. Приход гостей это не неожиданность, а хорошо отрепетированные с ними миниатюры, скетчи, интермедии. Но индивидуальность конферансье И. Урганта как бы «заряжена» на импровизацию. Импровизационное самочувствие не покидает его ни на минуту. Поэтому у зрителей складывается впечатление сиюминутности всего происходящего.

Что же касается сценического образа И.Урганта, то это - образ гостеприимного, доброжелательного, энергичного, активного, веселого, радостного жизнелюба, элегантного «хозяина» сцены. Он действует как бы в роли человека, вышедшего из зрительских рядов и вроде ничем от них не отличающийся. Но этот человек в обыкновенном пиджачном костюме, знает то, что будет происходить на эстраде, и то, что интересует аудиторию.

Если сравнивать Ивана Урганта с лучшими представителями отечественного конферанса, то можно провести следующие параллели:

На Балиева он похож тем, что и ему присуще неистощимое веселье, находчивость, остроумие – и в самой сути, и в форме сценической подачи своих шуток – смелость (на сцене он пробует все и играть на инструментах, и петь, и танцевать), уменье держать аудиторию в своих руках. Создает впечатление, будто всё сказанное сегодня сымпровизировано, родилось здесь и сейчас (и не было репетиций).