Смекни!
smekni.com

Краткая история имяславских споров в России начала ХХ века (стр. 19 из 20)

[99] Там же. С. 25.

См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 152.

[100]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 150.

[101] Там же. С. 137–140.

[102]Выходцев Е.I часть истории афонской смуты. С. 107.

[103]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 43.

[104]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 30.

[105]Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 11.

[106]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 54.

[107] Там же. С. 55.

[108]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 31.

[109] Забытые страницы русского имяславия. С. 261 (Документ ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 358. Л. 30–35).

[110]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 33.

[111]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 65.

[112] Согласно о. Мисаилу, это событие произошло 23 января (См. Забытые страницы русского имяславия. С. 53 (Документ ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 360. Л. 124–125)), по другим сведениям – 27 января (См. Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 39; Забытые страницы русского имяславия. С. 112).

[113] О. Мисаил был тайно предупрежден, что в случае не подписания исповедания он будет удален из монастыря, так же как и о. Иероним. «О. Мисаил от принуждения его подписаться крайне упал духом, скорбел и плакал», – вспоминал монах Денасий (См.: Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 40.)

[114]Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.1. С. 392.

[115]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 43.

[116]Там же.С. 44.

[117] Игумен Арсений (1841–20.08.1913).

[118] Забытые страницы русского имяславия. С. 49 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. д. 19).

[119]Климент, святогорский монах. Имебожнический бунт или плоды учения книги: «На горах Кавказа» (Краткий очерк Афонской смуты). С. XXXI.

[120]Там же. С. XXXII.

[121]Там же.

[122] Иноки афонских подворий в Одессе в большинстве своем поддерживали имяславцев.

[123]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 62–63.

[124] Отзыв Халкинской богословской школы об учении «Имеславцев» // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 272.

[125]Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение около святейшего имени Божия. // Церковные ведомости, № 20. М., 1913. С. 853–869.

[126]Троицкий С. Афонская смута // Церковные ведомости, № 20. М., 1913. С. 882–909.

[127] Комментарий о. Павла Флоренского к статье архиеп. Никона «Великое искушение около святейшего имени Божия» // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 91, 98–99.

[128] Там же. С. 104.

«Если Никон называет Имя тенью, то он, тем самым, в значительной мере сдает свою позицию. Все же это лучше, чем "экватор" или "меридиан". Но имя не тень свойств, а содержит в себе свойство, которое тень Бога […] представлениие (и имя), по Никону, не только не тень Бога, но даже и не тень свойств Бога, – а лишь, так сказать, тень тени свойства, или тень тени тени Бога. […] Почему же Имя, тень уже не внешних свойств Петра (его геометрической формы), а внутренних свойств Бога (благости, милосердия, премудрости и т.д.) не может исцелять?». (См.: Комментарий о. Павла Флоренского к статье архиеп. Никона «Великое искушение около святейшего имени Божия». // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 104.).

[129] О. Павел Флоренский замечает, что слово «божественность» в церковном языке не существует, а «божественный» имеет слишком широкий спектр значений и в связи с этим не может быть использовано в столь тонком богословском вопросе. Слову «божественность» в греческом языке приблизительно соответствует qeiothV. Слово «Божество» в Полном церковно–славянском словаре под ред. Дьяченко переводится как «существо Божие неизглаголанное, непостижимое и никакому точному исследованию не подлежащее».

[130]Троицкий С. Афонская смута // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 146.

[131] Там же. С. 152.

[132] «Грамота на Афон Вселенского Патриарха Германа V». Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 15.

[133]Антоний (Булатович), иеросхимонах. И паки клевещет на ны Ритор Тертилл // Колокол. 1916, 3 и 6 сентября.

[134]Антоний (Булатович), иеросхимонах.Афонское дело // История Афонской смуты. Пг.: Исповедник, 1917. Вып. 1. XXVI, 108 с. С. VIII.

[135]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 45.

[136] Необходимо заметить, что искренний почитатель о. Иоанна Кронштадтского свт. Макарий (Невский) на заседание Синода приглашен не был и узнал о постановлении только из газет. Среди членов Синода о митрополите бытовало мнение, как о человеке «который живет вне пространства и времени детскими мечтами об Алтае» (См.: Дневник архиеп. Арсения (Стадницкого). Не издан. Предоставлено Православным Свято–Тихоновским Богословским институтом). В дальнейшем митр. Московский Макарий сыграл значительную роль в попытках уврачевать конфликт.

[137] Послание Святейшего Синода // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 45.

[138] Там же. С. 47.

[139] Там же. С. 50.

[140]Сергиев Иоанн Ильич, прот. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 349.

[141]Троицкий С. Афонская смута // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 160–161.

[142] Цит. по: Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998. С. 135.

[143] Переписка П.А. Флоренского, И.П. Щербова, Антония (Булатовича), М.А. Новоселова // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 202.

[144]Новоселов М.А. Открытое письмо к А.Г.К. // Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 218.

[145]Эрн В. «Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием» // Начала. 1995. № 1–4 (15–18). С. 77.

[146]Пахомий, монах. История Афонской смуты или имябожнической ереси. С. 68.

По другим сведениям – 5 июня (См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 55 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29. 1913 год).

[147] Афонский бунтарь (От нашего сумского корреспондента) // «Русское слово», №57 от 9 (22) июля 1913. Цит. по: Начала. 1998. № 1–4 (23–26). С. 223–224.

Ср. аналогичное свидетельство «полномочных от братии […] Пантелеимонова монастыря, записавшихся в Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божия в числе более 900 человек» в кн. «Забытые страницы русского имяславия». С. 60–62 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 29ю1913 год).

[148]Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около имени Божия (из доклада Св. Синоду о поездке на Афон) // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1913. 24 августа, № 34. С. 1504–1521.

[149]Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. С. 161–162.

[150] Согласно подсчетам консула, имяславие не поддерживали 700 человек из 1700 насельников монастыря (См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 151).

[151] Забытые страницы русского имяславия. С. 66–68 (ГАРФ. Ф. 102 Д–2. 1913 г. д. 48).

[152] Цит. по: Послесловие. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Издание четвертое, исправленное. Воскресение. СПб, 1998. С. 912.

[153] В документальных свидетельствах сведения об убитых отсутствуют.

[154] Забытые страницы русского имяславия. С. 98–99 (ГАРФ. Ф. 102 Д–2. 1913 г. Д. 49. Л. 37).

[155]Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.1. С. 567.

[156] Цит. по: Иларион (Алфеев), епископ Керченский. Священная тайна Церкви. Т.1. С. 565.

[157]Никон (Рождественский), архиепископ. Плоды великого искушения около имени Божия (из доклада Св. Синоду о поездке на Афон) // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1913. 24 августа, № 34. С. 1504–1521.

О неподобающих монахам действиях имяславской стороны говорил, к примеру, и св. прав. о. Алексий Мечев: «В вопросе об имяславии Батюшка воздерживался от богословских рассуждений, но говорил, что подобные высочайшие вопросы должны разрешаться не всяким, а с величайшим благоговением, страхом и молитвой, а отнюдь не так, как это происходило на Афоне. Рассказывая…, со слов очевидца, о действиях имяславцев там, Батюшка страшно негодовал, ужасался и говорил, что не может быть истины в такой злобе и неистовстве» (См.: Пастырь добрый. Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. Составитель С.В. Фомин. М.: Серда–Пресс, 2000. С. 215).

[158] Забытые страницы русского имяславия. С. 437.

[159]Половинкин С.М. Хроника Афонского дела. С. 19.

Что характерно, на принудительном расстрижении монахов полицейскими силами настаивали два архиепископа – Никон и Назарий Одесский (См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 102–105).

[160] После вхождения Афона в состав Греции в 1912 г. Греческие власти вели политику, направленную на эллинизацию Афона и активное вытеснение русских. Результатом «дела имябожников» стало выдворение со Св. Горы 833 монахов двумя пароходами, впоследствии еще некоторое количество иноков покинули Св. Гору самостоятельно, протестуя против имяборческой пропаганды на Афоне.