Смекни!
smekni.com

Культурная полемика Римской империи (стр. 6 из 19)

Счастливы те, кто вещей познать умели причину,

Те, кто всяческий страх и рок, непреклонный к моленьям,

Всё повергли к ногам, — и шум Ахеронта скупого,

т. е. Эпикур, Лукреций. Но

Благополучен, кому знакомы и сельские боги,

Пан и старец Сильван и Нимфы — сестры благие.

В "Георгиках" Вергилий выступал уже как убежденный сторонник идей принципата. Обе эти книги создали автору большую популярность, но пережившую века славу величайшего римского поэта принесла ему эпическая поэма "Энеида", над которой он работал десять лет, вплоть до своей смерти в 19г. до н.э. Сам император Август постоянно интересовался его трудом и слушал отдельные части поэмы.

Основная концепция "Энеиды" заключена во вступительных стихах.

Я пою брань и мужа, который... был много кидаем по землям и по морю... и многое претерпел на войне"; из этой формулировки античный читатель уже видел намерение автора объединить тематику обеих гомеровских поэм. Эней "беглец по воле рока.

Ссылка на "рок" служит не только оправданием для бегства Энея из Трои, но и указывает на движущую силу поэмы, на силу, которая приведет к тому, что Эней основал

Город и в Лаций богов перенес, род откуда латинов

И Альбы-Лонги отцы и твердыни возвышенной Ромы.

Вергилий избрал сюжет о мифическом предке римлян – троянце Энее, сыне Венеры, который получил распространение в Риме еще в 3 в. до н.э. и служил целям утверждения величия Рима. В своей поэме Вергилий прославлял древние римские доблести и благочестия, воплощенные в образе главного героя.

По мнению Вергилия, римляне обладали такими качествами, как набожность и доблесть. Кроме этих двух основных качеств римляне, по мнению Вергилия, не должны забывать о скромности и простоте нравов, ведь благодаря всем этим достоинствам предки стали первым народом в Италии:

...Трудолюбивая там молодежь, довольная малым;

Вера в богов и к отцам уважение...

Древние жизнью такой сабиняне жили когда-то

Также с братом и Рем. И стала Этрурия мощной.

Стал через это и Рим всего прекраснее в мире...

Будущее величие Рима и августа в поэме возвещает и Анхиз, и сам Юпитер, который определяет миссию римлян не земле: пусть другие народы сильнее в науках и искусствах; назначение римлян – быть владыками мира, щадить побежденных и покорять надменных. Знаменитые деятели, создавшие величие Рима, по мнению Вергилия, были сильны мужеством, суровой простотой и благочестием, сам Эней – образец благочестия, которое и обеспечило ему победу. Благочестивых он видит и спустившись в царство мертвых, в стране блаженных; зато нечестивые терпят там страшные муки. С большой любовью Вергилий описывает древние обычаи и обряды римской религии и простую сельскую жизнь. "Энеида" так ярко воплотила идеологию принципата, что на долгие века осталась любимым произведением римлян, ее комментировали еще в 5 в. н.э. Ее цитировали поэты, историки и авторы эпитафий, высеченных на надгробьях в Италии и в провинциях, по ней изучали прошлое Рима, по ней гадали.

Напоминая, что Август является потомком Энея Вергилий способствовал зарождению положения о божественности принцепса, служившей важнейшей идеологической основой власти Августа. Долгое время эта поэма была классическим произведением и для европейских литератур, она служила единственным образцом эпоса вплоть до знакомства с поэмами Гомера и оказала влияние на создание ряда эпических поэм Нового времени.

Не менее популярен был римский поэт Квинт Гораций Флакк.

Творчеству Горация повезло больше, чем наследию других римских поэтов, оно дошло до наших дней полностью. Он писал сравнительно небольшие произведения – сатиры, лирические стихотворения, которые назывались одами, послания. Его стихи разнообразны и изящны. Он пользовался новыми, заимствованными у греческих поэтов размерами, которые мастерски применял к латинскому языку, и он восхвалял принесенный Августом мир и радости сельской жизни, и он воспел победу при Акции, но иногда в его произведениях проскальзывала тень сомнения. Изредка он напоминает, что земледельцу опостылела земля, которую он возделывает, что рабыни не желают давать жизнь будущим рабам, несмотря на то, что им обещана свобода за рождение троих детей. Он пишет о богатых и скупых, невежественных и глупых людях, о жажде наживы и погоне за наследством. Несмотря на то, что он много лет пользовался покровительством Мецената, который подарил ему имение, иногда он в своих произведениях намекает на тяжелое положение поэта, который стал клиентом влиятельного вельможи и тем самым утратил личную свободу. Очень часто в своем творчестве он обращался к любовным мотивам, воспевал дружбу, призывал наслаждаться жизнью. В его поэзии оживают сцены и картинки римской и сельской жизни. Историки литературы очень ценят его стихотворение о поэзии. Оно является одной из древнейших поэтик. Гораций очень высоко оценивал миссию поэта. Он считал, что обязан воспитывать своих современников и стремиться к наивысшему мастерству в своем искусстве. Надо заметить, что в этом он преуспел больше многих своих современников. Сам Гораций это прекрасно осознавал, а поэтому писал, что воздвиг себе памятник "долговечнее меди" и "выше царских пирамид". Он был уверен в том, что память о нем не исчезнет, пока стоит Капитолий. Эта уверенность его не обманула. Стихи Горация сейчас переведены почти на все языки мира.

Гораций, как истинный римлянин, горячо любит Рим и державу, созданную этим городом, он верит в его всемирно-цивилизаторскую миссию:

...пусть Капитолий, блеск

Бросая вокруг, стоит, и грозный

Рим покоряет парфан законам.

Внушая страх, он пусть простирает власть

До граней дальних, там, где Европы край

От Африки пролив отрезал,

Вздувшись, где Нил орошает пашни...

Главным произведение Горация считаются четыре книги "Од" ("Песен"). В них с наибольшей полнотой раскрылась морально-духовная направленность его поэзии – прославление принципата, прославление Августа, а также собственные морально-философские воззрения поэта. Но, кроме того, в "Одах" много стихотворений и на любовно-лирическую тему. В этих книгах Гораций достиг совершенства своего художественного мастерства. Стихи отличаются яркой образностью, свежестью языка, филигранной отделкой стиля, разнообразием ритма, блестящей композицией произведений.

Создал памятник я, меди нетленнее;

Высоты пирамид выше он царственных,

Едкий дождь или ветр, тщетно бушующий,

Ввек не сломят его, и ни бесчисленный

Ряд кругов годовых, или бег времени.


В конце своей жизни Гораций работал над "Посланиями", где излагает свои взгляды и воззрения на литературу, литературное творчество, формирует собственные эстетические принципы и дает практические советы начинающим литераторам. Следует заметить, что советам этим следовали не только римские поэты, большое влияние "Послание к Пизонам" оказало и на поэтику классицизма.

Гораций изображает себя не каким-либо совершенным мудрецом, а только стремящимся, работающим над собой, но знающим путь, по которому следует идти. Установка его сознательно эклектична:

Спросишь, пожалуй, кто мной руководит, и школы какой я.

Клятвы слова повторять за учителем не присужденный,

Всюду я гостем примчусь, куда б ни загнала погода.

При всех колебаниях в сторону философии добродетели, автор "римских од" возвращается к философии наслаждения:

То я, отдавшись делам, погружаюсь в житейские волны,

Доблести истинной страж, ее непреклонный сопутник;

То незаметно опять к наставленьям скачусь Аристиппа —

Вещи себе подчинять, а не им подчиняться стараюсь.

Книга "Посланий" — значительный шаг вперед в смысле искусства изображения внутренней жизни индивида; сам Гораций вряд ли сознавал все значение своего сборника, который он даже не причислял к сфере поэзии.

Атей Капитон, Гай – римский писатель и государственный деятель времен правления Августа. Консул с 5 г., как сторонник Империи пользовался благосклонностью Августа в противоположность Марку Антистию Лабеону. Атей Капитон был весьма уважаем современниками; он был основателем школы сабианов (по имени Сабина, вероятно, ученика Атея Капитона), соперничавшей со школой прокуланов, основание которой приписывается Лабеону. Хотя после смерти Атея Капитона о нем очень быстро забыли, его произведения долго пользовались известностью, главным образом у лексикографов, таких как Помпей Фест, Веррий Флакк. Среди утраченных сочинений Атея нужно назвать "Разнородные заметки" по меньшей мере в 9 книгах, в состав которых входил раздел под названием "Об исполнении сенаторских обязанностей" а также "Об уголовных процессах", "О священном праве" в 7 книгах. Сохранившиеся цитаты говорят о правах авгуров. Из его сочинений сохранилось множество фрагментов.

Проза во времена императора Августа не была так широко распространена, как поэзия. Наиболее блестящим прозаиком этого времени считается историк Тит Ливий. Он написал объемную – в ста сорока двух книгах, - историю Рима. Она написана в том же духе, что и "Энеида" Вергилия.

Таким образом, при императоре Августе литература достигла своего расцвета и если принципат нельзя назвать "Золотым веком" римской истории, то его можно назвать по праву "Золотым веком" римской литературы. К этому времени она соединила в себе разнообразие и мастерство форм эллинических поэтов с содержанием близким к идеологии правящих кругов римской империи. Римская литература этого времени оказала огромное влияние на развитие всей мировой литературы, но в ней уже в это время показывались черты, которые привели впоследствии римскую литературу к упадку, - это зависимость писателя от официальной идеологии и еще большая зависимость от знатных покровителей. В связи с чем литераторы постепенно утрачивали не только духовную, но и, фактически, личную свободу.