Смекни!
smekni.com

Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков (стр. 2 из 6)

Композиция здания пирамидальная, это придает памятнику величественность и цельность. Основные декоративные элементы фасадов двухступенчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах и кресты. Наибольшую декоративность фасадам придает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. В XVII и XVIII вв. этот знаменитый собор былнастолько видоизменен всевозможными переделками и пристройками, что сейчас трудно представить первоначальный его облик. В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка.

Интерьер менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Подкупольное пространство и главная апсида покрыты великолепной мозаичной живописью, а боковые части украшены фресками*. Интерьер собора производит неизгладимое художественное впечатление, несмотря на исчезнувшие мозаичный набор пола, алтарную преграду, светильники, украшавшие здание ткани и прочие элементы убранства.

Строителями Софийского собора быликонстантинопольские мастера (об этом свидетельствует использование византийских строительно-технических и художественных приемов). Но сравнение его с другими византийскими памятниками показывает, что аналогий ему нет. Византийские храмы были небольшие, трехнефные, одноглавые, а киевский Софийский собор имеет огромные размеры, пятинефный и многоглавый. Объясняется это тем, что собор должен был стать главным храмом государства, поэтому ему хотели придать грандиозность. Храм должен былвмещать много людей. Поэтому из-за увеличения размеров прибавили два нефа. Осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей, по византийской системе можно было только через окна барабанов глав, поэтому зодчие использовали многоглавие, нехарактерное для византийского храма. Также многоглавие привносило в композицию пышность и торжественность. Большую роль сыграло применение местных строительных материалов. На Руси не было мрамора, поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн поставили кирпичные столбы, что сразу изменило характер интерьера. Кирпичные плиты, парапеты хор и полы исполняли из местного сланца (красный шифер), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Применяли мозаику и поливные керамические плитки. Установка подпружных арен повлекла за собой применение не квадратных, а крестообразных в плане столбов, поскольку лопатки* столбов служили опорами для этих арок.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 г., закончен в 1050 г., полоцкий возведен в 50-х гг. XI в.

Новгородский и полоцкий соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии. Это пятинефныe храмы, но в Новгороде к собору примыкает только один ряд галерей, а в Полоцке вообще нет галерей. У обоих соборов по три апсиды и по одной башне. Новгородская София имеет пять глав, Полоцкая – семь. Хоры открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на один столб. В декоре использовалась только фресковая монументальная живопись. В полоцком храме есть вима, т.е. дополнительное членение между подкупольным пространством и апсидами, – особенность, характерная для столичной византийской архитектуры, но не использованная ни в новгородском, ни в киевском соборах, ни в Десятинной церкви.

Кроме трех Софийских соборов было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Григория. Золотые ворота были сооружены в первой пол. 40-х гг. XI в. Церкви Ирины и Григория – в кон. 40-х – нач. 50-х гг.

Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров, с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню», проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившихся в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины-голосники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.

В середине XI в. после сооружения Киевской Софии на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. К 60-м гг. строительство во всех городах, кроме Киева, прекратилось.

Большое значение для развития русского зодчества имел Успенский собор киевского Печерского монастыря, заложенный в 1073 г. Это былтрехнефный шестистолпный храм. Западное членение его четко выделено в качестве самостоятельного нартекса*, к которому с севера примыкала небольшая двухэтажная церковь-крещальня. Собор завершался одной главой, а вторая завершалась над крещальней. Вероятно, что для уравновешенности композиции над юго-западным углом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквах Новгорода. Основными декоративными элементами фасадов являлись двухуступчатые ниши и окна, полосы кирпичного орнамента. Внутри собор был украшен мозаичной и фресковой живописью, мраморными деталями, имел мозаичный пол. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания и значительное подкупольное пространство.

В течение почти всего XI в. Киев был единственным городом Руси где имелась строительная организация, способная возводить монументальные здания. В Новгороде и Полоцке строительство велось теми же киевскими мастерами. Лишь в Переяславле в конце XI в. появилась вторая строительная артель.

Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви, черниговский князь Всеволод, взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Олеговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII–XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31

18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска* в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.

Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что под влиянием местных традиций, отвечая вкусам заказчиков и находясь в постоянном общении с русскими мастерами, греческие зодчие, несомненно, пошли навстречу художественным устремлениям русского народа. Уже в киевскую пору чисто русское самобытное эстетическое начало пробивалось в древней художественной системе, разработанной на Византийской земле.

Образование строительных артелей

Архитектура Переяславля

В конце XI в. по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а позднее – и князя Владимира Мономаха в Переяславле развернулось широкое строительство. За небольшой период было возведено не менее девяти монументальных зданий. Судя по количеству построек, строительство не могло быть выполнено приезжими мастерами; очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. Это подтверждается и своеобразными особенностями, строительной техники. Типы церквей иные: бесстолпные и двухстолпные храмики. По качеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступали киевским, богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствует стеклоделательная мастерская, найденная при раскопках, где изготовляли смальту для мозаик.