Смекни!
smekni.com

Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков (стр. 6 из 6)

В новых храмах резко изменились все компоненты, традиционной осталась лишь типологическая схема здания. Во владимиро-суздальской архитектуре до начала XIII в. никаких существенных изменений в композиции храмов не заметно. В начале XIII в. было построено несколько монастырей, которые показывают, что характерная для Киева, Чернигова и Смоленска динамика композиции, усиленная множеством вертикальных членений пучковых пилястр на фасадах, не нашла в них отражения. Наоборот, налицо частичный отказ от полуколонок на пилястрах и применение плоских лопаток. Но появилось башнеобразное построение объема с высоко и торжественно поднятой головой. Об этом можно судить по наличию притворов, придающих зданию крестообразную форму. Заметно усилилась роль декоративной резьбы. Туфа, из которой сложены стены, не позволяет выполнять сложную орнаментацию, но зато скульптура покрывает порталы и аркатурно-колончатый пояс, сделанные из плотного камня. Бывало, что изображение наносили на отдельный камень, вставленный при возведении здания, или выполняли резьбу после окончания кладки стен. Некоторые рельефы по происхождению связаны с искусством Востока, поэтому возникали предположения, что эти мотивы проникли на Русскую землю вместе с армянскими мастерами. Позднее выяснилось, что их копировали с орнаментов блюд, тканей и т.д.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что русское зодчество складывалось под влиянием различных культур, особенно Византийской. Но вследствие некоторых факторов, например, климатических условий, наличия некоторых строительных материалов, вкусовых особенностей заказчиков, памятники архитектуры Руси совершенно не похожи на Византийские постройки. Находясь в соседстве с другими странами, Русь ощущала на себе и их влияние, например в Галицкой архитектуре встречались черты романской архитектуры, в резьбе использовались восточные узоры, копируемые с тканей и предметов быта.

В результате всех этих влияний русская архитектура выработала свой самобытный и неповторимый характер и внесла бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Древнерусское искусство – наша национальная гордость, великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательной силы.


Библиография

1.Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский – М., 1984

2.Каргер М. Новгород – Л., Аврора, 1975

3.Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: Кн. для чтения. – М., Просвещение, 1981

4.Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., «Наука», 1986

5.«Энциклопедия для детей», том 7 «Искусство», часть первая. – М., «Аванта+»