Смекни!
smekni.com

Описание физических явлений в художественной литературе (стр. 5 из 7)

В случае, если на жидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, например, сила тяжести, перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (то есть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся капли или льющейся струи. Следовательно, текучесть жидкостей объясняется частыми перескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое.

2.2 Физические явления в зарубежной художественной литературе

Достаточно много примеров описаний физических явлений мы найдем и зарубежной литературе, начиная с самых ранних этапов ее развития.

Явления испарении, кипения и конденсации воды описываются еще в мифологии разных народов.

Туманы упоминаются в эпосе разных народов. Например, герои германского эпоса – нибелунги, т.е. дети тумана, хранящие чудесный золотой клад. В карельском эпосе «Калевала» хозяйка Похъелы обращается к дочери:

Дева мглы, тумана дочка!

Ты просей туман сквозь сито,

С неба дай сгущенный воздух,

Ты пусти пары густые

На хребет морей блестящих…

В латышских народных песнях – дайнах – есть такие строки:

Девки пели за рекой,

За туманом их не видели.

Шапку с головы сорвал,

Отогнал туман от речки.

Подобное явление описывается и в стихотворении «Облако» английского поэта – романтика Перси Шелли, жившего на рубеже XVIII и XIX вв.:

Я землею рождено, я водою вспоен,

Взращено средь небесной равнины,

Отдыхаю в горах, исчезаю в морях;

Я меняюсь, но нет мне кончины.

Грузинский поэт Галактион Тобидзе:

Лес в лёгкой кисее тумана

Почиет в мирной тишине

Смотри, закат в горах – как рана

Напоминает обо мне.

Явление кипения и испиарения воды описано в романе Станислава Лема «Непобедимый»:

«На дне ущелья текла река. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнул вулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное, окружённое вуалью облако пара. Пар, в который, наверное, превратился журчащий поток полноводной реки, текшей на дне ущелья».

Описание явления люминесценции находим известном А. Конан Дойля «Собака Баскервилей»:

«... .Да, это была собака огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воображении не могло возникнуть видение, более страшное, более омерзительное, чем это гадкое существо, выскочившее на нас из тумана».

И далее:

«Её огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте...»

В книге Ж. Верна «В стране мехов» (весьма устаревшей с точки зрения экологии) также можно найти несколько интересных отрывков.

«…на каждый фут их надводной массы приходилось от шести до семи футов подводной». «…в комнатах всегда была температура не ниже пятидесяти градусов по Фаренгейту (10оС). Впрочем, очень скоро толстая снеговая шапка должна была укрыть дом и воспрепятствовать убыли внутреннего тепла»; «…в этой снежной глыбе эскимосы выкопали себе временное пристанище. Такие снежные дома строятся очень быстро, на местном языке их называют «иглу». Они удивительно приспособлены к суровому климату, их обитатели, даже не разводя огня, легко переносят в них сорокоградусные морозы»; «Затем Томас Блэк…направил шланг на края льдины, туда, где под влиянием жары они особенно таяли… Везде, куда попадал направляемый рукой астронома сжатый воздух, таяние прекращалось, трещины затягивались, лед снова замерзал!» - описание явления теплопроводности.

Нечасто встретишь научные идеи, изложенные в стиха с таким блеском, как в поэме Лукреция Кара «О природе вещей», где, в частности, делается вывод о том, что «…дробится вода на такие мельчайшие части, что недоступны они совершенно для каждого взгляда».

В литературе можно найти примеры описания исторически ограниченных, неверных представлений о физических явлениях. В частности в поэме «О природе вещей» Лукреций Кар объясняет магнитное взаимодействие:

«Вещи, в которых их ткань совпадает взаимно с другою

Так, что где выпуклость есть, у другой оказалась бы там же

Впадина,- эта их связь окажется самою тесной.

Есть и такие еще, что крюками и петлями будто

Держатся крепко и этим друг с другом сцепляются вместе.

Это скорее всего происходит в железе с магнитом».

Может показаться, что история украинской фантастики, как жанра, чрезвычайно коротка. Первые опубликованные произведения, которые можно отнести к жанру "строгой" фантастики, появились в Украине только в 20-е годы текущего столетия. За семь десятилетий накопилось десятка два более-менее известных имен, которые до сих пор остаются (заслуженно или нет, другой вопрос) малоизвестными в неукраиноязычной среде. Однако впечатление это обманчиво, что связано как с особенностями жанра, так и с некоторыми реалиями украинской литературы.

И если в жанре "Fantasy" новые авторы с Украины появляются один за другим -- надо заметить, авторы по большей части как минимум нестандартные! -- то НФ по-прежнему остается прерогативой в основном российских писателей. Издающихся же авторов с Украины, осваивающих просторы научной фантастики, можно пересчитать по пальцам; да и с ними не все так просто. Владимир Васильев (Николаев) кроме чистой НФ, был замечен в написании "околофэнтезийных" произведений -- взять хоть те же "Клинки"! Алексей Корепанов (Кировоград), отдав дань чистой НФ, прекрасно владеет мистикой и сюрреализмом. Алексей Бессонов (Харьков) -- что да, то да, "космическая опера" в первозданном виде. Владимир Заяц (Киев) написал пока не опубликованный роман "Пастырь добрый" на околобиблейские темы, который к НФ никак не отнесешь. Гарм Видар (Сергей Иванов, Киев) -- вот где НФ; а у Сергея Герасимова (Харьков) нет-нет, да и пробьется этакая чертовщинка, сводящая весь реализм к темным изыскам психологии... Прекрасный писатель и организатор фестивалей "Фанкон", одессит Лев Вершинин, даже о Прогрессорах и научных экспериментах ухитряется писать в форме потрясающих притч, за что честь ему и хвала; да и вообще, во многих его произведениях истории и исторических допущений зачастую больше, чем иных "наук" -- что отнюдь не умаляет достоинств этих книг, и даже наоборот. Бывает (верней, бывала) НФ-ная проруха на Елизавету Манову (сперва Харьков, теперь -- Израиль) -- хотя жанр большинства ее добрых и лиричных, несмотря на жесткость сюжета, повестей, определить довольно сложно...

Иначе воспринимает читатель повесть украинского писателя-фантаста В. Савченко "Черные звезды", герои которой получают опытным путем фантастический нейтрид - ядерный монолит, вещество погасших звезд, идеальный материал сверхвысокой прочности и стойкости против всех механических и физических воздействий, незаменимый в атомной промышленности, в космических исследованиях, оборонной промышленности и прочее. Затем они осуществляют и другую заветную мечту фантастов, получают из нейтрида антивещество, крошечную каплю антиртути, замыкая таким образом последнее звено в цепи великих и грозных открытий XX века. Здесь фантастична уже масштабность выдвигаемых идей, которые по грандиозности своих последствий могут намного превзойти значение открытия радиоактивного распада и использования энергии атома. Это осознают и ученые- герои повести, и в их воображении возникают то величественные, дерзновенные, то ужасные, апокалиптические картины при мысли о том, какие силы созидания и разрушения, уничтожения могут быть вызваны к жизни их открытием.

Вместе с тем фантастичность повести В. Савченко нисколько не противоречит ее научности, так как научная гипотеза, которая в ней использована, ничуть не фантастичнее тех, которые выдвинуты в настоящий момент развитием современной физики и из числа которых она и заимствована фантастом. Строгая научность фантастики повести соответствует своеобразию ее внутреннего сюжета - истории научного открытия. Автор попытался рассказать, как бьется мысль ученого над решением задачи, как собираются и систематизируются новые факты, как они располагаются в определенной последовательности и, наконец, как возникает догадка о возможном открытии. И затем не менее сложный путь к этому открытию-оно закономерный результат целенаправленных усилий, внезапное озарение после длительной, подспудной работы мысли, но порой появляется и неожиданно, как следствие, побочный результат работы совсем в другом направлении. А одно большое открытие рождает множество других, взаимосвязанных с ним, и раздвигаются горизонты науки. Таким образом, у В. Савченко фантастично (научно-фантастично) только искомое вещество - нейтрид, а путь к нему типичен для истории современной науки с ее поистине фантастическими свершениями.

Автор сообщает читателю не только о внешних событиях в лаборатории ученого, но и о тех таинственных, внутриатомных процессах, которые происходят при возникновении нейтрида и антивещества. Научные термины, подробные описания внутриатомных и ядерных процессов - все это нужно писателю, чтобы сделать произведение правдоподобным, помочь читателю поверить в его вымысел. И действительно, пройдя с героями пути, ведущие к научному открытию, читатель проникается ощущением необыкновенной близости самых грандиозных открытий и связанных с ними перемен в жизни общества.

В произведении подобного типа всякие чудеса ультрафантастики, не обусловленные современными знаниями о строении материи, могли бы разрушить цельность, единство авторского замысла, и именно поэтому к ней вполне применима критика с точки зрения науки, автор как бы сам заранее предоставляет это право каждому читающему. Наконец, такая фантастика, в которой критерии научный и художественный теснейшим образом взаимосвязаны, может быть не чужда и элементам научного предвидения. Так, Вс. Ревич в своей статье замечает по этому поводу: "Я, например, убежден, что рано или поздно будет создан чудо-материал, подобный "нейтриду", столь детально описанному В. Савченко в повести "Черные звезды" 146.