Смекни!
smekni.com

Контрольно-разрешительная система лекарственных средств (стр. 5 из 7)

Продолжая обсуждение темы законодательных и нормативных актов, лицензирование служит одним из ключевых моментов системы управления и госрегулирования видов деятельности. Принципиальное отличие этого вида госрегулирования состоит в том, что оно базируется на законодательных актах и разработанных на этой основе подзаконных нормативных документах.

Сегодня лицензирование служит реальным механизмом госконтроля на рынке ЛС. И в связи с этим очень важно, чтобы нормативно-правовая база была четко определена и соответствовала уровню развития фармрынка.

Отсутствие четких критериев и стандартов может привести к административным барьерам на пути ведения бизнеса, извлечения дополнительных доходов и коррупции, поводом к расширению лицензированных видов деятельности, причиной нарушений принципа единства порядка лицензирования. Отсюда вытекает основная задача территориальных и федеральных органов лицензирования - защита законных интересов граждан и безопасности государства.

Как показывает практика сегодняшнего дня, фармацевтическая деятельность требует всесторонней правовой упорядоченности. Ее отсутствие негативно сказывается как на доступности и на качественном уровне обеспечения населения ЛС, так и на репутации органов управления фармацевтической деятельностью.

Известно, что в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также с учетом принятых нормативно-правовых актов подлежат лицензированию конкретные виды деятельности, в том числе и связанные с обращением лекарственных средств.

При этом Минздрав России лицензирует следующие виды деятельности: фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также деятельность по распространению ЛС и изделий медицинского назначения.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ осуществляет лицензирование деятельности, связанной с производством лекарственных средств, в том числе с реализацией продуктов собственного производства, а Министерство сельского хозяйства РФ - деятельность, связанную с культивированием растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ.

Как видим, внесены существенные изменения в ранее действующее положение о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с обращением ЛС. В результате резко сокращено число видов деятельности, подлежащих лицензированию в сфере здравоохранения. Например, по новому закону предусматривается только две лицензии на право работы с наркотическими и психотропными веществами.

Отныне лицензирование фармацевтической деятельности осуществляет Минздрав России. Ранее этот вид деятельности лицензировали субъекты РФ.

Однако Минздрав России, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ, может передавать им часть своих полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности и видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Механизм передачи таких полномочий прописан в письмах Минздрава от 16 июня2002г.

Особую тревогу вызывает положение на рынке государственных закупок ЛС. Так, в Новгородскую область в рамках медицинской программы "Сахарный диабет" было поставлено 10 260 упаковок фальсифицированного ЛС Манинил 5, причем из них ко времени изъятия свыше 5 тыс. упаковок уже было реализовано. Всего же планировалось поставить около 70 тыс. упаковок фальсификата на сумму около 3 млн. рублей. И после того как фальсифицированный препарат был изъят из обращения и возвращен поставщику для последующего уничтожения, Манинил 5 конкретной серии стал периодически появляться в других регионах РФ.

В ходе проводимых в 2002 г. Фарминспекцией контрольных мероприятий по предотвращению попадания в обращение фальсификатов выявлено подделок на сумму свыше 7 млн. рублей. На основании материалов проверок была приостановлена деятельность 10 предприятий оптовой торговли, ЛС которых имели федеральную лицензию.

В республиках Алтай, Калмыкия, Тува были случаи выдачи лицензий без соблюдения надлежащих лицензионных требований и условий - без наличия собственных либо арендованных складских помещений.

При таком положении дел понятно, что в указанных регионах получить достоверную информацию о том, с какого же в действительности оптового склада поступает товар, не представляется возможным.

Повышение результативности системы надзора заключается в четком исполнении плана действий по разработке мер борьбы с фальсификатами, предложенного ВОЗ, а также в развитии эффективного сотрудничества между контролирующими и правоохранительными органами, в том числе и зарубежными.

В настоящее время основные проблемы фармрынка регионов России - это несовершенство законодательной базы, недостаток нормативной документации, отсутствие основополагающих стандартов и единой национальной политики в области фармации, противоречия в налогообложении фармацевтических предприятий, несовершенство системы бесплатного обеспечения лекарствами социально незащищенных слоев населения.

Фармлига планирует организовать региональные комитеты в 85 регионах РФ. Именно на эти комитеты ляжет решение основных задач по обеспечению надлежащей безопасности фармрынка. Кроме того, Фармлига намерена предложить на рассмотрение Минздрава России следующие виды стандартов для аптек: "Производственная аптека", "Аптека готовых лекарственных средств", "Аптека ЛПУ", "Аптечный магазин", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск".

Лига предполагает ходатайствовать перед Правительством РФ и Госдумой об отмене положения II части Налогового кодекса России, в котором говорится об установлении НДС на ЛС.

В числе практических задач Фармлиги - создание единого органа управления фармслужбой в субъекте РФ, разработка этических норм и правил фармработников РФ, проведение всероссийской научно-практической конференции молодых ученых "Аптека XXI века".

Тем не менее в новой системе сертификации много хорошего, в частности в ней "заложен достаточно удачный механизм как для создания преград на пути некачественной продукции, так и для упрощения оборота качественных лекарств на территории РФ".

Еще один положительный аспект новой системы - "возможность диалога", внедрение конкретных предложений, которые исходят от компаний и организаций и продолжают приниматься и сейчас. И "если на первом этапе внедрения эти предложения были "умозрительными", то сейчас они дополняются конкретными практическими наработками".

4. Оценка эффективности и безопасности ЛС

По результатам исследований, проведенных в разных странах, от 3 до 15% всех обращений к врачу вызваны ухудшением состояния здоровья в связи с применением лекарств. Акцент в оценке эффективности и безопасности ЛС сместился в сторону продолжения изучения безопасности тех лекарств, которые уже вышли на рынок и были рекомендованы к широкому применению.Это связано с тем, что, во-первых, результаты экспериментальных исследований на животных не всегда можно использовать применительно к человеку, во-вторых - малое количество больных, задействованных в доклинических исследованиях, и это не позволяет сделать правильные выводы о безопасности и эффективности ЛС. И, кроме того, в исследования не включаются группы больных, страдающих сопутствующими заболеваниями. Словом, объективную информацию о развитии побочных эффектов можно получить только тогда, когда препарат принимают сотни тысяч пациентов".

Более того, такая информация, полученная на постмаркетинговой стадии, т.е. после регистрации, может существенным образом повлиять на применение лекарственного препарата в клинике.

Как показывает мировая практика, ПЭ вызвали необходимость новых методов и форм оценки эффективности и безопасности ЛС.

На национальном уровне структуры, ответственные за безопасность лекарств, были впервые созданы в 60-х гг. в США, когда стали появляться на свет дети с врожденными пороками развития у женщин, принимавших во время беременности снотворные препараты.

В конечном счете, именно безопасность лекарств стимулировала разработку правил GCP, GLP, GMP, а в настоящее время говорят о "хорошей статистической практике" (GSP) и необходимости мониторинга ЛС, уже вышедших на рынок (GVP).

В России (с созданием федерального Центра по изучению побочных действий ЛС) в 1997 г. начался новый этап в оценке безопасности лекарственных препаратов. Появление на федеральном и региональном уровнях такой структуры позволило России в том же году стать полноправным участником международной программы ВОЗ по мониторингу ЛС.

В настоящее время структура, ответственная за изучение безопасности лекарств, - отдел токсикологии и изучения побочных эффектов ЛС Института клинической и доклинической экспертизы ЛС, который входит в Научный центр экспертизы средств медицинского применения (НЦ ЭСМП) Минздрава России.

Задачи отдела изучения ПЭ заключаются в организации работы по выявлению и учету побочных действий ЛС, анализу и систематизации данных о побочных реакциях, формировании заключения о причинно-следственной связи между приемом препарата и развитием побочного действия.

В России основной метод по оценке безопасности лекарств - метод спонтанных сообщений. Это добровольное сообщение врача, наблюдающего развитие побочного эффекта у своего пациента. Врач определенным образом оформляет свои наблюдения и направляет их в органы контрольно-разрешительной системы федеральных либо региональных инстанций.