Смекни!
smekni.com

Предмет, объект, метод и задачи валеологии. Основные понятия валеологии (стр. 19 из 64)

Зная свою типовую принадлежность, человек может правиль­но организовать свой образ жизни — так, чтобы исключить (или минимизировать) влияние факторов риска, провоцирующих свойственные для наследуемого им типа заболевания. С другой стороны, зная свой тип конституции, можно правильно выбрать для себя профессию, вид физических упражнений (в том числе и спортивных), который мог бы обеспечить максимально эффек­тивное для здоровья (в спорте — для спортивного результата) их использование. Вместе с тем, подбираемые упражнения должны сглаживать свойственные тому или иному типу неблагоприятные черты: так, астенику следует включать в свой двигательный ре­жим упражнения на выносливость (для укрепления сердечно-со­судистой системы) и на силу (для компенсации слабости мышеч­ной системы). Гиперстенику же следует также обратить внимание на выносливость и, помимо этого, на упражнения на гибкость, растягивание.

Существует несколько классификаций людей по принадлеж­ности их к тому или иному морфотипу.

В функционально-метаболической классификации учитываются пространственно-временные особенности долговременных адап­тационных стратегий на внешние воздействия. Они связаны с взаимодействием онтогенетических механизмов с наследуемой генетической программой человека, дающем в конечном итоге программу длительной адаптации к неадекватным условиям. В формировании классификации важное значение имеют такие генотипические и фенотипические черты человека, как преоблада­ющий тип энергообеспечения (аэробный или гликолитический); морфофункциональный тип, соотношение так называемых бе­лых и красных волокон в скелетных мышцах, тип высшей нервной деятельности и др. В классификации выделены следующие функционально-метаболические типы: «спринтеры», «стайеры» и «смешанный». К спринтерам относят людей, которые хорошо адаптируются к резкой смене обстановки, быстро включаются в новые ритмы жизни и труда. Но постепенно у них наступают дезадаптационные явления, требующие новой смены обстановки. У спринтеров патологические процессы протекают остро с мень­шей тенденцией к переходу в хроническую форму. Люди стайер­ского типа тяжело адаптируются к новым условиям, но в после­дующем довольно ровно и безболезненно переносят их. Патологические процессы у стайеров протекают вяло, у них от­мечается склонность к их рецидивному течению и переходу в хронические формы. Смешанный же функциональный тип ха­рактеризуется промежуточными структурно-метаболическими качествами. Соотношение спринтеров, стайеров и смешанного типа, по данным автора, приблизительно 24:31:45.

Таким образом, становится понятным, что учет функциональ­но-метаболической принадлежности человека важен и с точки зрения определения его образа жизни, акцентов в физическом воспитании, профессионального выбора, коррекции режимов труда и отдыха и т.д.

Биоритмологическая классификация человека, построенная на основе суточных изменений работоспособности и психофизио­логических показателей, признается не всеми. Согласно ей, к «жаворонкам» относят тех людей, у которых максимум дневной активности приходится на первую половину дня, а к «совам» — на вторую, «голуби» же отличаются наиболее активными харак­теристиками в середине дня. Важно, что каждому типу биорит­мологии свойственны специфические особенности жизнедеяте­льности, обусловливающие их высокую устойчивость к одним факторам риска и чувствительность — к другим. Понятно, что в определении образа жизни, в частности режима дня, недоучет своей принадлежности к тому или иному типу может привести к чрезмерно высоким нагрузкам на организм тогда, когда послед­ний находится в состоянии низкой работоспособности, — в ко­нечном итоге при таком систематическом режиме это обусловит развитие переутомления.

Психофизиологическую классификацию людей впервые под на­званием темперамент пытался провести Гиппократ, выделивших четыре их вида в зависимости от соотношения в организме флегмы, крови, желтой и черной желчи - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

И.П.Павлов, учитывая силу, подвижность в нервных процессах ЦНС и уравновешенность, определил эти типы соответственно как сильный уравновешенный подвижный, сильный неуравновешенный, сильный уравновешенный инертный и слабый.

В настоящее время психологи и психиатры в практике пользуются несколькими системами психофизиологической оценки личности. Одна учитывает наличие корреляции между типом телосложения человека и характером возникающего у него психического заболевания, что позволило выделить « шизотимические» и «циклотимические» темпераменты. Другая связывает психологические типы с соматической типологией, положив в основу классификации три комплекса признаков. Первый из них получил название висцеротоников, второй - соматотоников, третий – церебротоников. Психологическая классификация по К.Юнгу - эктраверты и интраверты. При обследовании учитываются результаты комплексов методик с использованием показателей, характеризующие функции мышления, эмоциональности ощущения, интуиции и т.д.

Таким образом, учет генотипических особенностей человека является непременным условием построения здорового образа жизни, так как последний должен быть обусловлен особенностями телосложения, энергообмена, биоритмологии, психофизиологических акцентов и других наследуемых специфических черт личности.

3.3.2. Половые аспекты

В процессе эволюции животного мира подавляющая часть его представителей приобрела отличия полового диморфизма, ха­рактеризующегося женским и мужским началами. Предполагает­ся, что в этом заключается важнейшая биологическая предпо­сылка самой эволюции.

Действительно, наличие одного пола означает консерватизм, самоповторение, отсутствие прогресса, что лучше всего под­тверждается примерами однополых видов, размножающихся партеногенезом, или искусственным клонированием животных организмов — в обоих случаях речь идет об идеальном дублиро­вании особей. Отсутствие развития животного вида делает его заложником окружающей среды, изменения которой могут ока­заться губительными для не имеющих соответствующих меха­низмов адаптации организмов. Вот почему наличие двух полов следует рассматривать как возможность природы в вечном единстве и борьбе противоположностей достичь высшей гармо­нии. Каждая особь и каждая его система в принципе ориенти­рованы на обеспечение самостоятельности их существования. И только одна система органов — половая — для своей реали­зации, то есть воспроизведения потомства, требует партнера противоположного пола. В биологии такой поиск происходит в форме борьбы, отмеченной даже на уровне простейших орга­низмов.

Деление на два пола и участие особей обоих полов в воспроизведении потомства создает гибкую систему приспособления, основанную не только на умножении наследуемых качеств одной из особей, но и на значительном увеличении количества возможных вариантов, комбинаций признаков, имеющихся у родительских особей. Вместе с тем, половой диморфизм предопределяет фундаментальное разделение функций между полами, которое также закреплено генетически и передается потомству. При этом самки обеспечивают требуемое количество потомства и стабильность видовых качеств независимо от условий существования. Каждая из самок за свою жизнь способна воспроизвести определенное количество дочерних особей, однако для вида важно, чтобы каждая из самок не только предельно полно использовала свои репродуктивные возможности, но при этом; была биологически чувствительной к изменяющимся условиям, то есть обеспечивала потомству жизнеспособность и консерватизм, присущие данному виду.

Иные требования предъявляются самцам. С точки зрения репродуктивной, один самец может оплодотворить огромное количество самок, и надо было бы ожидать, что в пределах дан­ного вида женских особей должно быть многократно больше, чем мужских. Однако на самом деле это не так, и самцов ока­зывается почти столько же, что и самок. Почему же природа идет на подобную, казалось бы, не свойственную ей расточите­льность?

Выбор полового партнера в биологии осуществляют самки по критериям жизнеспособности: здоровья, силы, красоты — имен­но эти характеристики являются факторами качественного совершенствования потомства. Однако условия жизнедеятельности вида меняются, поэтому природа закодировала часть механизмов адаптации в физиологических особенностях самцов, сделав их повышенно чувствительными к изменяющимся условиям внешней среды. При этом выживает лишь часть мужских особей, но зато обладающая качествами, необходимыми для жизни в новых условиях. Вот эти-то новые адаптационные качества и передаются через самку потомству, так как в новых условиях многие самцы гибнут, и самка должна спариваться с выжившими самцами, способствуя распространению нового генетического материала на весь вид. Таким образом, в биологии самцы являются носителями качеств будущего, то есть главным фактором самой биологической эволюции.

Адаптация к меняющимся условиям среды требует от мужских особей разносторонности, обеспечивающей четкое реагирование на подобные изменения. Однако такая разносторонность является гарантией выживания для каждого самца, так носители вредных или бесперспективных качеств в эволюции погибают или дают малочисленное потомство, так что следующему выводку от выживших самцов передаются лишь ценные для новых условий свойства. Таким образом, мужские особи — это авангард, который, наступая широким фронтом, ищет для вида наиболее благоприятные пути развития. Сама же широта поиска обеспечивается тем обстоятельством, что в одних изме­нившихся условиях могут выжить одни самцы, в других — другие и т. д. Вот почему при возникновении определенных новых усло­вий выживает лишь часть самцов, а остальные либо гибнут, либо не дают потомства, либо появившееся потомство оказывается малочисленным. Это обстоятельство объясняет более высокую смертность мужских особей по сравнению с женскими особями. Причем, такая особенность свойственна практически всем возрастным периодам развития особей до наступления климактерического периода. Показательно в этом отношении, что при неблагопри­ятных условиях более чувствительными и более ранимыми ока­зываются Y-хромосомы.