Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Республики Молдова в процессе европейской интеграции (стр. 4 из 19)

Это создание единого политического сообщества на основе союза двух или более государств[12]. «Интеграция – это одновременно процесс и состояние, имеющее тенденцию заменить раздробленные международные отношения, состоящие из независимых единиц, новыми более или менее широкими объединениями, наделенными минимальными полномочиями решений в одной или нескольких определенных областях, которые входят в компетенцию базовых единиц. На уровне индивидуального сознания интеграция призвана породить лояльность и приверженность новому объединению, а на структурном уровне участие каждого в его поддержке и развитии» [13].

Различают, с точки зрения географических масштабов объединительных процессов, глобальный, региональный, субрегиональный уровни интеграции. Существуют различные этапы интеграции – от связей взаимозависимости в рамках плюралистической международной системы, или стремления «выстроиться в систему цивилизованных государств», до формирования единой политической общности. Основная суть политической интеграции, ее главная тенденция ведет к выходу за рамки простой координации внешних политик и постепенной передачи суверенитетов к новым коммунитарным структурам.

Научное исследование интеграционных процессов направлено на то, чтобы выявить в них тенденции, связанные с причинами, детерминирующими факторами, основными чертами данного феномена, наиболее продвинутой формой которого является сегодня Европейский Союз.

В современном мире интеграция представляется, как один из первостепенных факторов внешней политики и международных отношений. В начале 21 века мир переходит к таким процессам, которые происходят как внутри, так и вне государств. Имеет место появление новых интеграционистских групп, многообразие организационных форм, эволюция от простых моделей к более сложным. Как результат, интеграционные процессы охватили практически все регионы и государства, способствуя формированию новых международных «матриц».

Множество парадигм интеграции позволяет всем государствам, независимо от их места на политической арене, потенциала и уровня развития найти место в рамках этих процессов, создавая таким образом широкий спектр государственных объединений.

Исторический подъем создал Европейский Союз. Началом формирования считается 18 апреля 1951 г., когда 6 европейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург, Голландия) подписали Парижский договор. Основной целью данного международного органа состояла в создании общего пространства, которое объединяло бы все государства через таможенное объединение и свободное перемещение товаров в государствах членах, посредством аннулирования пошлин и других препятствий на пути торговли, свободного перемещения капиталов, услуг и людей, создание общей денежной политики и помощь в развитии государствам.

С этимологической т.з. понятие «интеграция» происходит от латинского «integrum, integrare» – целое – в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение; соответственно «integratio» – восстановление (как процесс) – соединение больших частей в одну, в смысле создания единого целого, восстановления, объединения[14]. Взятый из математики, термин «интеграция» получил широкое применение в различных социологических областях, включая экономическую и политическую науки, охватывая обширную гамму процессов и феноменов. По Gran Larousse, интеграция это: 1) действие частей или групп по объединению или 2) включение территорий или меньшинства в национальный ансамбль[15]. Encyclopedia Universal Sopenaподчеркивает, что интеграция подталкивает чуждый элемент к объединению с чем-то общим[16]. Та же идея встречается в Webster’s Encyclopedic Dictionary of the English Language, где говорится, что интеграция предполагает действие по объединению множества частей в одно целое[17]. В румынском языке глагол «a integra» имеет то же значение, что и во французском «integrer», в английском «to integrate», что означает: включать, включаться, объединять(ся), сгармонироваться в одно целое[18]. В специализированной литературе по процессам интеграции сформировалось несколько направлений. Среди самых известных теорий можем выделить: «федерализм» (А. Этциони), «функционализм» (Д. Митрани), «неофункционализм» (Э. Хаас, Л. Линдберг), «трансакционализм» (К. Дойч). В зависимости от автора и концепции, понятие интеграции составляет разное понимание со специфическими нюансами.

С точки зрения функционализма для достижения международной интеграции необходимо способствовать сотрудничеству между государствами в решении задач, представляющих совместный интерес и связанных с их конкретными потребностями экономического, социального, научно-технического характера. Прагматические выгоды подобного сотрудничества постепенно подтолкнут государства к создания необходимых для этого межгосударственных органов, которые и создадут предпосылки для политической кооперации.

Подходы функционализмабыли основными в изучении международной интеграции, тяготеют к объединению вокруг особых намерений. В центре их приоритет человеческих нужд или общественного благосостояния. Функционалисты стремятся выразить определенное сомнение в возможности национальных государств удовлетворить нужды населения. Это не только лишь из-за того, что многие нужды имеют транснациональный характер, но и из-за самого существования в национальных государствах определенных догм, которые отводят политику в сторону от максимизации общественного благосостояния. Функционализм придерживается того, что люди должны быть рациональны и в своих нуждах и относительно построения административных институтов, которые могут выполнять функции назначенные им.

Одной из ключевых фигур в теории функционализма является Д. Митрани, его функционализм предстает как технократическое видение управления. Правление политиками подразумевает, что преобладающим мотивом политики является приобретение и удержание власти нежели достижение общего блага. Технократический антидогматизм распространился на государство. Он считает, что государства существуют во имя государства. Государство проявляет негибкость когда речь идет о том, каким образом нужды населения наилучшим образом могут быть удовлетворены. Некоторые нужды могут лучше быть удовлетворены игнорируя условности территориальных границ. Транснациональные институты могут быть более эффективными в предоставлении благ, чем национальные правительства. Более того, создание таких институтов приведет к двум результатам. Один, эффективное выполнение транснациональными институтами задач приведет к популяризированию их по сравнению с национальными правительствами. Второй, очень важный, то, что угроза международного конфликта значительно снизится.

Формула функционализма – «форма следует за функцией». Человеческие нужды меняются во времени и варьируются в пространстве. Это означает, что моделирование институциональных решений должно быть открытым и гибким процессом. Приоретизация нужд человека является основной заботой, а не достижение особого завершенного интегрированного государства. Гибкость – ключевое слово. Нужды появляются и изменяются; другое исчезает. Функционализм обычно видится, как инновационный и особый подход к изучению международной политики и международных организаций, что открывает возможность мыслить за пределы традиционных категорий.

Наиболее очевидным в важности функционализма является то, что он явился основой для становления неофункционалистской теории интеграции – ветвь международной теории наиболее близко ассоциируемая с развитием Европейских Сообществ [19, р. 31–42].

Функционализм предлагает не просто расширение межгосударственного сотрудничества в отдельных сферах, которое носило бы чисто технический характер, а видит в нем путь к достижению политической цели – интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов. Национальное государство он рассматривает, как слишком узкое с точки зрения возможностей для решения новых экономических, социальных и технических проблем, которые могут быть решены только на уровне международного сотрудничества. Межнгосударственные отношения должны быть перестроены таким образом, чтобвместо «вертикальной» территориальной замкнутости были созданы действенные «горизонтальные» структуры, администрация которых была бы призвана координировать межгосударственные вопросы в конкретных сферах. Это позволит устранить причины экономических и социальных конфликтов, и безболезненно преодолеть государственные суверенитеты. В результате длительной эволюции сотрудничество между государствами станет настолько тесным, а взаимозависимость настолько высокой, что не только станет немыслимым вооруженный конфликт, но будет достигнуто состояние необратимости. Международная среда претерпит глобальные изменения, благодаря которым солдаты и дипломаты уступят место администраторам и техникам, а защита суверенитетов – прагматичному решению конкретных вопросов[20].

Неофункционализм, как и трансакционализм, был продуктомновогонаучногомышления, появившегося в Америке после второй мировой войны.Неофункционализм (как минимум в его ранних проявлениях) может рассматриваться, как попытка теоретизирования стратегий зарождающихся элит послевоенного Европейского союза.

Личности, такие как Жан Моне и Роберт Шуман достаточно подробно разработали путь, который они предусматривали для интегрированной Европы. Стратегия для построения европейских сообществ была сформулирована в следующем проекте:

1. Умеренно интегрироваться в сферы с «низкой политикой», но это должны быть ключевые стратегические экономические отрасли (например уголь и сталь).

2. Создать высший орган власти для присмотром за интеграционным процессом и дать ему способность выступать спонсором дальнейшей интеграции.