Смекни!
smekni.com

Современные отношения между Германией и странами Азиатско-тихоокеанского региона (стр. 4 из 6)

Выступая на пресс-конференции, А. Меркэл объявила, что она станет следующим канцлером федерального правительства Германии, подчеркнув, что «большая» правящая коалиция под ее руководством будет продолжать прежнюю политику в отношении Китая. Во время правления Гельмута Коля и Герхарда Шредера немецко-китайские отношения получили благоприятное развитие, отметила новый канцлер ФРГ[34].

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел 2 декабря 2005 года телефонный разговор с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, поздравив ее с вступлением в должность главы правительства Германии. Стороны выразили готовность прилагать совместные усилия для постоянного развития китайско-германских отношений. Вэнь Цзябао дал положительную оценку богатым результатам, достигнутым обеими странами в развитии межгосударственных отношений, и благоприятной координации в международных делах. По его словам, недавний государственный визит председателя Ху Цзиньтао в Германию принес реальные результаты и содействует дальнейшему развитию двусторонних отношений. Правительство КНР готово, как и прежде, уделять большое внимание развитию отношений с Германией, заметил Вэнь Цзябао, выразив надежду на поддержание двусторонних контактов на высоком уровне, активизацию политического диалога и консультаций и расширение взаимодействия во всех областях. Он выразил уверенность, что при совместных усилиях сторон китайско-германское партнерство, несущее ответственность в глобальном масштабе, принесет новые результаты. А. Меркель подчеркнула приверженность нового правительства ФРГ политике одного Китая и выразила надежду на расширение и углубление двустороннего сотрудничества с Китаем во всех сферах. «Я жду визита в Китай в следующем году, чтобы воочию увидеть огромные изменения в вашей стране», – сказала канцлер Германии.

В своей китайской политике Берлин руководствовался, прежде всего, экономическими интересами. Однако ситуация может измениться. Немецко-китайские отношения гораздо важнее существующей политической и экономической ситуации, так как ровно шестнадцать лет назад, в ночь 9-го на 10-ое ноября 1989 года не стало Берлинской Стены. Из-за растущего числа заявлений о выходе из КПК, эксперты по Китаю предсказывают в ближайшем будущем крах «Красной Стены» и КПК, проводя параллель с падением Берлинской Стены в 1989 году[35].

В апреле 2005 года Герхард Шрёдер попытался, несмотря на несогласие всех политических партий Германии, отменить эмбарго на торговлю оружием с Китаем, введенное в 1989 году после подавления студенческих демонстраций в Пекине.

В результате чего, даже его собственная Социально Демократическая Партия обвинила его в отсутствии нравственности в погоне за экономическими выгодами[36].

Эксперт по Китаю профессор Эберхард Зандшнайдер из Берлина указывает на новые ориентиры во внешней политике Германии, которые в среднесрочной перспективе могут оказать влияние на германо-китайские отношения. По его словам, Ангела Меркель не раз подчеркивала, что собирается приложить немалые усилия для улучшения трансатлантических отношений. Пока по «китайскому вопросу» между ЕС и США существуют заметные расхождения.

Особенно четко эти различия проявились при обсуждении вопроса об отмене эмбарго Евроcоюза на поставки вооружений в Китай. Когда в ЕС обсуждался вопрос о его отмене, США высказывались против такого шага. Мнения разделились и внутри Германии. Канцлер Шрёдер призывал отменить эмбарго, Меркель выступала за его сохранение[37].

Министр иностранных дел Китая Ли Чжаосин, находящийся в ООН для участия в 60-й сессии ГА ООН, 21 сентября 2005 г. встретился с заместителем министра иностранных дел Германии Клаусом Кинкелем. На этой встрече Ли Чжаосин заявил, что Китай и Германия – влиятельные страны, которые имеют общие взгляды по многим важным международным и региональным вопросам. Сотрудничество между двумя странами как в двусторонних, так и во многосторонних областях имеет широкую перспективу. Китайская сторона намерена вместе с Германией приложить усилия по углублению китайско-германских и китайско-европейских отношений. Клаус Кинклель отметил, что немецкая сторона рада успешному развитию двусторонних отношений, готова в дальнейшем придерживаться политики одного Китая и продвигать германо-китайские и европейско-китайские отношения[38].

2.2 Развитие экономических отношений

Китай является самым важным экономическим партнером Германии в Азии, а Германия – это самый важный торговый партнер Китая в Европе.

Немецко-китайские экономические отношения развивались с захватывающим дух темпом. В 1972 г. немецкие предприятия экспортировали товары в Китай на сумму 270 млн. евро, сегодня эта сумма в 70 раз больше и составляет 20 млрд. евро; в 1972 г. Германия получала товары из Китая на сумму 175 млн. евро, в 2004 г. это было примерно в 170 раз больше – 30 млрд. евро[39].

С 2002 Китай в США стали вторым самым важным немецким экспортным рынком вне Европы, после Японии; при включении в совокупно-китайское экономическое пространство немецкой торговли Гонконга Китай играет эту роль уже с 2000 г. Германия является самым большим европейским торговым партнером Китая и стоит в иерархии всемирных торговых партнеров Китая на 6 месте[40]. Немецко-китайская торговля «взрывается». С 1998 г. растет немецкий экспорт в Китай (без Гонконга) с двузначными числами процента, в 2001 г. он рос на 28,9%, в 2002 г. – на около 19,5%, в 2003 г. на – около 24,9% и в 2004 г. – на 16%[41].

Одновременно немецкие предприятия импортируют существенно больше товаров из Китая, чем они туда поставляют; доли прироста при импорте ряд лет отчетливо лежали ниже соответствующих показателей при экспорте. Эта тенденция в 2004 году изменилась. В 2002 г. Германия импортировала товары на 21,3 млрд. евро (7,0%), в 2003 на 25,0 млрд. евро (17,3%) и в 2004 г. на 30 млрд. евро (+34%). Немецкий дефицит торгового баланса по отношению к Китаю, передвигаясь с давних пор между 5 и 9 млрд. евро ежегодно, мог бы подняться в 2006 году, по предварительным расчетам, до 10 млрд. евро[42].

Немецкие предприятия продают преимущественно машины и устройства, а также электротехнические и специальные приборы, налаживается торговля автомобилями в Китай. Германия импортирует, прежде всего, электротехнические изделия, текстиль, одежду, а также машины и устройства[43].

Германия после Гонконга, США и Тайваня является с 1999 г. самым большим европейским вкладчиком китайского капитала. Немецкие предприятия осуществили суммировано до середины 2004 г. прямые инвестиции в Китае в размере примерно 9,8 млрд. $[44]. Инвестиции текут наряду с областью химической индустрии (БАСФ работает над инвестициями на высоте миллиардов), прежде всего, и уже традиционно в сектора автомобилестроения (Фольксваген, БМВ, Даймлер-Крайслер), а также машиностроения и строительства сооружений[45].

Китай был в течение последних лет в целом очень успешен при займе иностранных прямых инвестиций, при всем том общие условия от иностранных инвестиций далее должны улучшаться, чтобы стать еще привлекательнее для средних слоев предприятий. Вкладчики капитала ожидают большее обеспечение правопорядка, большую договорную свободу, хотят организовывать сбыт продукции сами и получать тот же доступ как и китайские предприятия к общественным заказам. Вообще, считается, что эти условия улучшаются постепенно после вступления Китая в ВТО. В декабре 2003 г. было подписано соглашение о содействии и взаимной защите капиталовложений[46].

Благодаря Шрёдеру, Германия наладила довольно тесные экономические связи с китайским коммунистическим режимом. Только во время его последнего государственного визита, Китай приобрёл у Германии 23 самолета Аэробуса, 180 тепловозов и различные установки для электростанций[47]. По заявлению Министерства иностранных дел, немецко-китайская торговля процветает и темпы роста экспортной торговли Германии с Китаем выражаются двузначной цифрой. С 1999 года, Германия является самым большим европейским инвестором в Китай, хотя это ничего не говорит о величине прибыли[48].

10 ноября 2005 г. президент КНР Ху Цзинтао прибыл в Германию с официальным государственным визитом. Кроме обсуждений экономических вопросов с Канцлером Герхардом Шрёдером, также он встретился с будущим Канцлером Анжелой Меркэл. Во время визита были подписаны экономические соглашения на сумму в 1,4 миллиарда евро[49].

Прежде всего Ху Цзиньтао отметил, что Г. Шредер в течение 7 лет пребывания на посту канцлера страны внес важный вклад в продвижение дружественного сотрудничества между Китаем и Германией. В последние годы торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами непрерывно расширяется, Китай и Германия стали крупнейшими по величине торговыми партнерами друг друга в своих регионах. Двустороннее сотрудничество в сферах науки и техники, образования и культуры, туризма, охраны окружающей среды и права непрерывно углубляется. Такое плодотворное сотрудничество приносит народам двух стран реальную выгоду, а также благоприятствует миру, стабильности и процветанию на планете.

Несмотря на это, в последнее время у немецких компаний снижается интерес к развитию своего бизнеса в Китае. В первую очередь, немцы недовольны недостаточной защитой интеллектуальной собственности. Суть проблемы такова: немецкая компания, использующая при производстве в Китае новейшие технологии, не может быть уверена, что эти технологии вскоре не будут похищены. В результате в короткие сроки появляется конкурентный китайский продукт, который распространяется не только на китайском, но и, возможно, на немецком рынке.