Смекни!
smekni.com

Свободные экономические зоны Китая и России (стр. 7 из 24)

Совместные предприятия, производящие высокотехнологическую и импортозамещающую продукцию в СЭЗ, имеют налоговую ставку до 10% и до 15% - в остальных регионах страны[3].

От уплаты импортной пошлины освобождается ввозимое из-за рубежа для предприятий СЭЗ: оборудование, как производственное, так и офисное, транспорт для иностранных сотрудников, электроприборы, потребительские товары, предназначенные для личного пользования иностранных сотрудников. Для них обычно создаются также специальные магазины импортных (беспошлинных) потребительских товаров. От уплаты единого торгово-промышленного налога на экспорт освобождается экспортная продукция (кроме нефти, бензина и ряда видов продукции, утверждаемой государством), реализуемая внутри СЭЗ Китая.

Кроме того зарубежные вкладчики поощряются к реинвестированию своей прибыли в СЭЗ. По решению местных властей им может быть возвращена часть подоходного налога, уплаченного с реинвестированной прибыли.

Убытки предприятий с иностранным капиталом разрешается покрывать за счет прибыли следующих лет (но не свыше пяти лет с начала их эксплуатации). Устанавливается на более льготных условиях и плата за землю. В СЭЗ производится фиксированная арендная плата за пользование производственными площадями для предприятий с иностранным капиталом: 15-20 долларов за один квадратный метр в год. Все налоговые и другие финансовые поступления остаются в распоряжении администраций СЭЗ.

Регулирование оплаты труда осуществляется администрацией СЭЗ, причем размер оплаты труда наемных работников в зоне должен быть выше чем на остальной территории Китая, за исключением Гонконга. В среднем китайский работник обходиться зарубежному инвестору 50-75 долларов в месяц, включая отчисления в фонды социального и трудового страхования, а также в фонд управления трудовых ресурсов СЭЗ. Китайский рабочий может получить заработную плату как в Китайской валюте, так и частично в инвалютных сертификатах.

На совместных предприятиях, и предприятиях со 100% иностранным капиталом разрешается самостоятельно устанавливать формы оплаты труда, разрабатывать системы пре5мий и штрафов, утверждать собственные штаты, увольнять работников, нарушивших условия контрактов.

Порядок расчетов на территории СЭЗ отличается от остальной территории Китая. Предприятия с участием иностранного капитала имеют право вести счета как в китайской так и в иностранной валюте. Им разрешается свободно обменивать китайскую и иностранную валюту между собой по договорному курсу (который обычно выше государственного) но при участии представителей по контролю за иностранной валютой местных органов управления. Иностранные инвесторы могут беспрепятственно переводить свою прибыль в валюте за рубеж без уплаты налогов.

Организация сбыта продукции на внутреннем рынке осуществляется китайской стороной. В основе данного регулирования лежит соблюдение ряда условий, присущих для конкретных СЭЗ. Условия, при которых допускается реализация продукции на внутреннем рынке, следующие: высокотехнологичная продукция, продукция в которой Китай испытывает острую нехватку, по которой зависит от импорта, при производстве которой используется в основном китайское сырье или полуфабрикаты и которая по качеству выше аналога производимого в Китае.

Режим въезда и выезда для иностранных инвесторов упрощен. В большинстве случаев оформляется годовая многократная виза, инвесторам прибывшим в СЭЗ по запросам администрации виза может быть выдана пограничными властями сразу при въезде в зону.

Защита иностранных инвестиций обеспечивается законодательством Китая и администрацией СЭЗ. Кроме того, Китайская страховая компания принимает на себя страхование иностранных инвестиций на случай ''политических рисков''.

Процесс создания СЭЗ в Китае привел к существованию 13 беспошлинных зон, 32 зон технического развития и 52 зон новых и высоких технологий и этот процесс продолжается. СЭЗ Китая являются инструментом форсирования развития экономики данной страны, и, безусловно, положительно влияют на экономический рост Китая.

На период начала реформ в конце 1970-х годов КНР не имела детально разработанной внешнеэкономической стратегии. Основные ориентиры, включая концепцию создания открытых экономических районов, разрабатывались постепенно, с учетом практики экономического развития и ситуации на мировом рынке. Поэтапно осуществлялось и подключение Китая к мировому экономическому сообществу. В 1980-х годах ряд занимавших благоприятное географическое положение приморских районов был выделен в специальные экономические зоны (Шэнь-чжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь и, позже, - провинция Хайнань).

СЭЗ были созданы на основе модели зон экспортной переработки, имели сходные с ними анклавные черты, принципы включения в международное разделение труда, методы формирования инвестиционного климата и создания экспортных производств. При этом практика их становления, постановка целей формирования многоотраслевых народнохозяйственных комплексов, предусматривающих развитие промышленности (как импортозамещающих производств, так и экспортно ориентированных предприятий), сельского хозяйства, торговли и туризма, привлечение иностранного капитала, заимствование передовой зарубежной технологии и опыта управления, предварительную "обкатку" реформенных мероприятий, отразила двойственный характер СЭЗ, который заключался в сочетании внешне ориентированной стратегии, направленной на взаимодействие с мировым рынком, с внутренне ориентированной стратегией импортозамещения, служащей целям развития национальной экономики. В политическом плане зоны были созданы в качестве буферов для постепенной экономической интеграции Гонконга и Макао в преддверии их воссоединения с материковым Китаем в 1997 г. и в 1999 г., а в перспективе - и Тайваня.

Среди факторов, благоприятствующих развитию СЭЗ, следует выделить их ориентацию на крупные свободные капиталы хуацяо, сосредоточенные в Гонконге, Макао, на Тайване, в ряде стран ЮВА , а также факторы т.н. "преимуществ отсталости", характерные для большинства развивающихся стран: дешевизна и избыток рабочей силы, отсутствие законодательства, препятствующего высокой степени эксплуатации и т.п.

Важной движущей силой СЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования, самостоятельность властей зон в решении экономических вопросов, гибкая система управления. Курс на привлечение иностранных капиталовложений был подкреплен льготной налоговой и таможенной политикой. Одновременно на первоначальном этапе СЭЗ получили солидную государственную поддержку, прежде всего на строительство инфраструктуры.

В СЭЗ сформирован своеобразный механизм развития. Административное управление зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам СЭЗ, контролирующей реализацию политики и координирующей работу ведомств в отношении зон. Центр устанавливает для СЭЗ несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды. Организационным центром хозяйственной деятельности зон стали "компании развития", на которых возложено общее руководство капитальным строительством. На Хайнане, где внутренние инвестиции не могли стать основой его быстрого подъема, зарубежным фирмам выделялись крупные участки земли под аренду для освоения. Подоходный налог с СП в зонах составляет 15% по сравнению с 30% во внутренних районах, а для экспортных предприятий, соответственно - 10 и 15%. Введены и таможенные льготы: беспошлинный ввоз совместными предприятиями товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж.

Оценка результатов экономического развития СЭЗ и их вклада в решение задач хозяйственного строительства в КНР претерпела заметную эволюцию за годы реформ. К середине 1980-х годов эйфория по поводу зон в Китае сменилась критическим настроем. Несмотря на чрезвычайно высокие темпы роста промышленного производства (в 1985 г. его объем составил 4,86 млрд.д., увеличившись в 6 раз по сравнению с 1979 г.) и экспорта зон (соответственно 0,81 млрд.долл., что в 7 раз больше показателя 1979 г.), СЭЗ не удалось достичь первоначально намеченных целей, затраты из госбюджета на их развитие существенно превышали привлеченные иностранные инвестиции . Не просматривалась и экспортная ориентация зон: в 1984 г. внутри зон потреблялось 14% выпускаемой продукции, 66% ее вывозилось во внутренние районы страны и лишь 20% шло на экспорт.

Таким образом, расчет на быстрое создание в СЭЗ экспортно-ориентированной экономики не оправдался. Стало очевидно, что на первоначальном этапе затраты на развитие СЭЗ всегда превышают поступления, и для изменения положения, улучшения отраслевой структуры инвестиций, развития производства и расширения экспорта требуется время.

Очередным шагом в деле реализации внешнеэкономической политики Китая стала провозглашенная в 1988 г. стратегия ускоренного экономического разбития приморских районов. Планы создания в этих районах внешне ориентированной экономики отражали общемировую тенденцию переноса трудоемких производств из промышленно развитых государств, а затем и НИС в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой. Конкретно речь шла о развитии трудоемких экспортных отраслей обрабатывающей промышленности и мелкого промышленного производства в сельскохозяйственных районах зон с использованием инвалютной выручки для создания на местах импортозамещающих производств.