Смекни!
smekni.com

Финансово-экономическое сотрудничество США и Турецкой Республики в 80-90 годах (стр. 3 из 6)

Что касается модернизации танковых войск Турции, то по соглашению, устаревшие танки М-48 американского производства времен корейской войны оснащались новыми прицельными устройствами, а также 105-мм пушками. В связи с этим Турция закупила у фирмы «Тексас инструменте» 760 танковых прицелов на сумму 75,8 млн. долл. Кроме того, сообщалось о приобретении лазерных приборов-дальномеров и другого военного оборудования общей стоимостью 196,5 млн. долл. Поставки его должны были начаться в 1987 г. и завершиться в течение двух лет27.

Оценивая результаты развертывания соглашения, нельзя не отметить его эффективность. Со второй половины 80-х годов американские компании интенсивно и успешно проводят модернизацию заводов и фабрик, уже существовавших в Турции в течение длительного времени, а также создают современные отрасли промышленности, имеющие военное значение. Помимо реализации проекта по F-16, осуществлялось привлечение американской технологии и частных инвестиций в крупную турецкую (тогда – государственную) компанию «Макина ве кимья куруму». Она наладила сотрудничество с американскими фирмами «Дженерал дефенс корп.» и «Ройял орднанс фэкторис», наладив производство ракет, артиллерийских и зенитных установок. С американской финансовой помощью осуществлялась модернизация морской верфи в Гельджуке (именно там случилось недавнее крупнейшее землетрясение): с 1962 г. до конца 80-х годов здесь было изготовлено 30 подводных лодок. Компания «Асельсан» сотрудничает с американцами и специализируется в выпуске продукции электронной промышленности28. В целом можно отметить, что успешное выполнение этого соглашения отражено в резком увеличении объема военной помощи из США в Турцию: за 1980-1985 гг. ее сумма достигла 2,6 млрд. долл.29 В 80-х годах Турция вышла на третье место среди получателей американской военной помощи (после Израиля и Египта). Во время визита Т.Озала в США в 1987 г. было официально признано сторонами, что военный долг Турции исчисляется в 3,5 млрд. долл., из которых 1,6 млрд. долл. – основной долг и 1,9 млрд. долл. – проценты30.

Период 90-х годов. Хронологический рубеж 80-х и 90-х годов стал, как известно, и рубежом в развитии важнейших мировых событий, ознаменовал окончание холодной войны и одновременно положил начало новому расширению НАТО на Восток. Вместе с тем этот рубеж определялся и распадом СССР, появлением в евразийском регионе новых независимых государств, стремлением США к созданию однополярного мира на фоне набирающего силу процесса глобализации, стремительным взлетом региональных амбиций Турции, поддерживаемых США и принимающих подчас откровенно националистическую форму. Как представляется, политический фон нового периода экономического сотрудничества Турции с США на исходе XX столетия особенно ярко олицетворяют заявления руководителей двух государств и комментарии в турецких СМИ во время саммита в Стамбуле в ноябре 1999 г. Газета «Миллиет» приводит, например, следующий диалог между С.Демирелем и Б.Клинтоном:

«С.Демирель: Период холодной войны Турция и США успешно пережили, им надлежит тесно сотрудничать и далее, придерживаясь единой политики в условиях нового мирового порядка.

Б.Клинтон: История предоставила Турции большой шанс… Действуя уверенно и твердо, она сможет добиться очень большого прогресса, и США всегда окажут ей в этом большую поддержку. На Кавказе, на Балканах, в Центральной Азии, на Среднем Востоке Турция – ключевая страна. Если этот фактор должным образом использовать, Турция станет одной из ведущих держав XXI века.»

В этом же выпуске газеты влиятельный обозреватель Доган Хепер писал: «Считается, что с окончанием холодной войны значимость Турции сохраняется. Кончилась конфронтация, Москва просто сдалась, коммунизм оказался на пыльной полке истории. Однако это не значит, что значимость Турции исчерпана. Факты опровергли предположения. В однополюсном мире Турция приобрела еще бóльшую значимость, США, Англия и Израиль считают ее своим самым важным союзником. Значимость Турции сегодня в том, что она – самая сильная, самая крупная и самая нужная страна для Центральной Азии, Кавказа, Среднего Востока и Балкан. Эту значимость Клинтон подкрепил своей программой продолжительного визита в Турцию»31.

За 90-е годы экономическое сотрудничество пополнилось новыми факторами, уточнялось новыми правовыми актами, например соглашениями о научно-техническом сотрудничестве (1994 г.), о взаимодействии в агросфере (1995 г.), избежании двойного налогообложения (1996 г.), таможенной кооперации (1996 г.) и другими, призванными совершенствовать и укреплять правовую сторону экономических связей. Последний такого рода документ – соглашение между двумя странами о развитии торговли и инвестиций, подписанное 29 сентября 1999 г. в Вашингтоне. В нем наряду с американским министром промышленности и торговли от имени нового коалиционного правительства Турции подпись поставил и министр А.Танрыкулу, как бы подтвердив готовность новой власти выполнять ранее заключенные с США договоры, регулировать тарифы, защищать права интеллектуальной собственности и т.д. Ст. 2 договора предусматривает функционирование межминистерского турецко-американского совета по торговле и инвестициям, в котором предстанут руководители двух государственных ведомств: секретариата по внешней торговле Турции и Палаты торговых представителей США. Статьи 3 и 4 предусматривают необходимость регулярных консультаций по конкретным вопросам торговли и инвестиций, увеличения объема и ассортимента товаров и услуг32.

Торговля в 90-е годы, как и ранее, составляет основу экономического сотрудничества между двумя странами. Согласно аналитической записке, полученной автором от влиятельной негосударственной организации Турции – Совета по внешнеэкономическому сотрудничеству (тур. ДЕИК), объем этой торговли в 1991-1998 гг. возрос вдвое – с 3,2 млрд. до 6,3 млрд. долл. (по экспорту из Турции: с 913 млн. до 2,2 млрд. долл., а по импорту из США: с 2,3 млрд. до 4,1 млрд. долл. В прошедшем десятилетии, подчеркивают эксперты ДЕИК, США стабильно занимали 2-е место в турецком товарообороте среди всех ее иностранных партнеров (9% составлял турецкий импорт и 8% – турецкий экспорт)33.

Отмечается значительный успех в увеличении Турцией в экспорте доли текстильной продукции: в 1998 г. ее стоимость достигла 1 млрд. долл. Другие наиболее важные статьи турецкого экспорта 90-х годов – табак (243 млн. долл.), продукция сталелитейной промышленности (150 млн.), ювелирные изделия (125 млн.), товары машиностроительной промышленности (111 млн. долл.). Экспорт прочих товарных групп исчислен общей суммой в 900 млн. долл. Таким образом, текстиль и одежда составляют львиную долю во всем турецком экспорте. Набирают в нем вес и такие статьи, как котельное оборудование, холодильники, дизельные моторы, обрабатывающие станки и др. В указанном источнике отмечается, что «турецкие товары с применением высокой технологии становятся все более конкурентными на рынке США».

Основные (и традиционные) статьи импорта в Турцию из США в указанное десятилетие, по данным ДЕИК, – оборудование (800 млн. долл.), авиатехника (617 млн.), электротехника (285 млн.), продукция органической химии (271 млн.), хлопок-сырец (246 млн.), табак (219 млн.), прочие (1,6 млрд. долл.). Другой используемый нами источник – американский – по-своему структурирует фактический турецкий импорт из США по главным группам (по состоянию на 1997 г. этот импорт исчислялся в 4,3 млрд. долл.); энергетическое оборудование – 430 млн. долл., телекоммуникационное – 210 млн., франчезинг – 100 млн., телекоммуникационные услуги – 80 млн., оборудование для оборонной промышленности – 650 млн. (отмечается, что на 40% оно представлено электроникой), строительное оборудование (100 млн. долл.)34.

Несмотря на, казалось бы, заметный успех в продвижении турецкого текстиля и стали на американский рынок, авторы аналитической записки ДЕИК считают, что «политика протекционизма правительства США направлена против увеличения экспорта таких турецких товаров, как продукция сталелитейной промышленности, текстиля и продукции сельского хозяйства, составляющих основные статьи турецкого экспорта». В качестве примера в источнике приводится тот факт, что 21 предмет наименований текстильной промышленности Турции, составляющий долю в 85% от всего годового экспорта Турции в США, подлежит квотированию.

В то же время в документе ДЕИК признается, что в связи со стихийными бедствиями, постигшими Турцию в августе 1999 г., «правительство США проявило внимание к возникшим трудностям в экономике Турции, выразило пожелание смягчить политику квотирования в отношении Турции. Государственный секретарь США М.Олбрайт сообщила, что с 20 сентября 1999 г. проводятся переговоры между Турцией и США по вопросу проведения “мягкой и гибкой” политики квотирования экспорта текстильных товаров на американский рынок». Цель данных переговоров – в том числе и проблема восстановления разрушенного землетрясением потенциала текстильных предприятий Турции35.

Другая проблема, затрудняющая в 90-е годы экспорт сельхозпродукции на американский рынок, по мнению экспертов ДЕИК, – «затяжной» таможенный контроль пищевых товаров, проводимый американской комиссией по контролю лекарственной и пищевой продукции (AmericanFoodandDrugAdministration – FDA). Турецкие промышленники считают, что такой контроль необходимо проводить международной комиссией специалистов и не в США, куда уже прибыл товар, а в порту отправки экспортируемых товаров, т.е. в самой Турции.

Со своей стороны составители очередного американского обзора по состоянию дел с американо-турецким сотрудничеством в 1999 г. перечисляют наиболее приемлемые для американской стороны сферы торговли: это расширение поставок оборудования по уже отмеченным выше группам (самая крупная среди них – вооружение, причем отмечается, что вся стоимость турецкого импорта исчисляется в 1,7 млрд. долл. и 43% его контролируется США), а также различных видов услуг, поставок таких сельхозпродуктов, как соя, хлопок, рис, зерно и др. Некоторые американские статистические издания приводят «свои» претензии к турецкой стороне, отмечая прежде всего ухудшение для американских экспортеров условий торговли с Турцией после вступления ее в Таможенный союз и соответствующего пересмотра таможенных тарифов. Отмечаются трудности инвестирования, когда турецкие суды уклоняются от обращения в арбитражные суды третьей стороны, хотя это предусмотрено новыми соглашениями, например, вошедшим в силу еще в мае 1990 г. соглашением о взаимном поощрении инвестиций (TheUS-TurkishBilateralInvestmentTreaty). В документах напоминается в связи с этим, что Турция является участницей целого ряда международных арбитражных организаций и, таким образом, должна быть знакома с их практикой решения подобных споров. Не выполняются также положения утвержденного турецким парламентом в 1995 г. нового законодательства о патентах, торговых марках и авторском праве36.