Смекни!
smekni.com

Исламские банки в мировой финансовой системе (стр. 2 из 7)

- Все виды отношений (в том числе и экономических) между людьми с точки зрения исламского права рассматриваются как договор или контракт, под которыми подразумевается наличие прав и обязательств сторон в различного вида отношениях с приоритетом установлений Шариата.

- Важная роль концепции «наместничества», в соответствии с которой владелец какого-либо имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса является не собственником, а поверенным истинного владельца – Аллаха. «Предполагается, таким образом, что чем больше богатства/ресурса имеется в распоряжении конкретного лица, тем выше его ответственность как уполномоченного Всевышнего, в том числе за обеспечение роста благосостояния как своего, так и общества в целом.» [7]

Важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств. Для борьбы с этим еще во времена пророка Мухаммада был применен сугубо экономический механизм – неработающие активы облагались специальным налогом в пользу бедных, который по-арабски называется «закят»[8].

- Запрещение ряда действий, называемых по-арабски «гарар»[9], что означает «опасность», «вводить в заблуждение», «подвергать риску». Под гараром подразумевается проведение операций купли-продажи товара, которого нет в наличии, и производство которого планируется в будущем; купля-продажа ценных бумаг без раскрытия реального актива, который служит содержимым ценных бумаг; купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации; сделки без указания точной цены; сделки с указанием неконкретных сроков исполнения договоренностей.

Стоит отметить, что в западной/мировой экономической системе все вышеперечисленные элементы, понимаемые как «гарар», разрешены и повсеместно используются без каких либо ограничений. Данное явление объясняется духом авантюризма, присущим западной экономической традиции. Однако шариат отнюдь не отрицает риск, а, напротив, риск поощряется в том смысле, что обе стороны, вступая в экономические отношения, осознают возможные потери и не претендуют на их возмещение за счет друг друга. Вместе с тем, шариатом запрещается бессмысленный риск, следовательно, «гарар» интерпретируется как неоправданный риск, т.к. невозможно с наибольшей вероятностью просчитать возможные потери.

- Еще одно понятие, связанное с «гараром» - «мейсир»[10] (с араб. – «азартная игра»). Запрещение азартных игр в исламской экономической модели сводится к двум основным пониманиям:

1. Получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход является запрещаемым, так как его получение не связано с производством и использованием труда. Примером может служить игра в казино.

2. Глобальное понимание «мейсира» как одной из отличительных черт современной капиталистической экономики. По мнению Журавлева А.Ю., «мейсир» понимается как трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, материального и нематериального.[11] Азиатский кризис 1997-1998г. ярко продемонстрировал негативное влияние на мировую экономику. Наиболее успешный игрок на биржевых рынках Дж. Сорос признал паразитирующую роль валютных рынков: «Я сделал состояние на мировых финансовых рынках и, тем не менее сегодня опасаюсь, что бесконтрольный капитализм и распространение рыночных ценностей на все сферы жизни ставят под угрозу будущее нашего открытого и демократического общества… Сегодня главный враг открытого общества – уже не коммунистическая, но капиталистическая угроза.»[12]

- Деньги рассматриваются как служебный, технический инструмент и не могут являться предметом купли-продажи.

- Запрет «риба»[13] (с араб. «приращение», «превышение»). В русском языке арабскому понятию «риба» наиболее соответствует слово «ростовщичество» в понимании прироста суммы долга против его изначального размера. В исламе «риба» рассматривается как грех. Пророк Мухаммад считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена, за которую по шариату полагается смертная казнь. В Коране взимание процента приравнивается к наиболее злостным грехам и расценивается как прямой вызов Аллаху, о чем говорится во многих айятах (стихах). «И кто снедаем лихоимством, предстанет (в Судный День) никак иначе, как тот, кого поверг в безумство Сатана своим прикосновеньем, - и это потому, что говорит он: «Ведь лихоимство то же, что и торг». Но запретил Господь вам лихоимство и разрешил вам торг вести…»[14]

«…а коль удержитесь (от лихоимства), ваш капитал останется при вас; ущерба и обид другим не причиняйте; тогда и сами вы не пострадаете от них.»[15]

Стремясь к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, ислам считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они ссужаются под процент. Кроме того, взимание процента с долга кредитором или получение заемщиком определяется как прибыль, полученная без приложения производственных усилий.

Исламская экономическая система признает как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественную – государственную и кооперативную. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. Вместе с тем, что согласно исламу имущество любого человека принадлежит Аллаху, неприкосновенность частной собственности возведена до уровня неприкосновенности и ценности жизни. Лишение имущества кого-либо недопустимо, за исключением крайних случаев при условии выплаты полноразмерной, справедливой компенсации.

Таким образом, основываясь на предписаниях Корана и Сунны, специфика исламской экономики заключается в следующем:

- собственник какого-либо блага является поверенным истинного владельца этого блага – Аллаха;

- исламская финансовая система имеет ярко выраженную социальную направленность;

- исламская экономика основывается на моральных принципах, изложенных в Коране и Сунне;

- ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств;

- запрещение проведения финансовых операций, которые контрагентов вводят в заблуждение;

- запрещается получение прибыли, не связанное с использованием труда и производства.

- деньги – это инструмент, а не предмет купли-продажи;

- запрещение ростовщического процента;

- признание как частной, так и общественной собственности на средства производства;

- основой производительной деятельности является труд, а не капитал;

- частная собственность неприкосновенна, так как опосредована собственностью Аллаха.

1.2 Основные инструменты исламской банковской системы как метод формирования исламского финансирования

В исламской экономической системе банки выполняют ту же функцию, что и в традиционной западной – компенсация негативных факторов финансовых рынков: пространственной и временной неравномерности спроса и предложения, искажения информации. Функция банков также заключается в обеспечении работы национальных платежных систем и финансовом посредничестве.

Примечательно то, что беспроцентная банковская система уходит своими этическими корнями в христианство, где она существовала вплоть до эпохи крестовых походов. Фома Аквинский учил, что «процент подрывает стабильность денег как меры стоимости через придание денежному предложению стоимости, отличной от номинала и зависящей от временного фактора…».[16] В 1545г. в Англии был пересмотрен закон, запрещавший взимание процента и трактовавший его как ростовщичество; ростовщичество было определено как завышенная процентная ставка, а низкие ставки были «легализованы»».[17] Из трех авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) лишь ислам полностью запрещает процент, не подвергая изменениям первоначальные предписания. Запрет ростовщичества имеется в Торе: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост»[18]. Трактуя данные высказывания в своих целях, еврейские мудрецы и богословы объявили разрешенным взимание процента с представителей других национальностей и вероисповеданий.

Первая и главная отличительная особенность инструментов исламского банка от традиционного заключается в его фундаментальном расхождении с работой западного банка по части финансового посредничества.

Выполняя роль финансового посредника, любой банк аккумулирует денежные средства вкладчиков, которые в данный момент не используются их распорядителями, и формирует за их счет пассивы в источник финансов для тех лиц и предприятий, которые испытывают дефицит средств. Таким образом, за исполнение роли посредника банк должен иметь возможность возместить свои затраты и получить вознаграждение за проделанную работу.

В традиционной экономике банк получает прибыль с разницы процентных ставок, с одной стороны взимая с заемщиков более высокий процент, и, с другой, отдавая вкладчикам невысокий.

В исламской модели процесс происходит несколько сложнее. Вкладчик и заемщик, в сущности, выступают как агент и принципал соответственно. В шариате такая форма контракта называется «мудараба»[19] и представляет собой партнерство в прибыли. Одна сторона, владелец денег, вносит в какое-либо предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба – агента) заключается в его физическом, умственном труде или управленческой деятельности, благодаря которым предприятие реализуется.[20] Банк является посредником между вкладчиком и заемщиком так же, как и агентство недвижимости несет посредническую функцию между продавцом/арендодателем недвижимости и покупателем/арендатором. В случае, если предприятие терпит неудачу в силу причин, не зависящих от заемщика (мудариба), то потери несет вкладчик, так как шариат полагает, что затраченные силы, время, физическая и нервная энергия второй стороны не менее весомы, чем потерянные деньги. Однако это не означает, что мудариб не связан обязательствами в отношении потерь. Он может быть привлечен к ответственности в случае, если доказана его прямая вина в некомпетентных действиях, халатности, злонамеренности и пр. Полученная прибыль в результате успешной реализации проекта, делится между банком, заемщиком и вкладчиком в тех пропорциях, которые были установлены в результате договоренностей при обоюдном согласии сторон.