Смекни!
smekni.com

Исламские банки в мировой финансовой системе (стр. 6 из 7)

Благоприятствующим фактором в развитии исламских банков является и то, что мусульманское население составляет до 1/5 всего населения планеты.

В результате развития данного сценария доминирующая роль западной финансовой системы будет сохраняться, в связи с этим, развитие исламских банков будет проходить низкими темпами, мировая экономика так и будет подвержена различного рода и масштаба кризисам.

2) Второй вариант развития финансовой ситуации предполагает коллапс мировой финансовой системы в результате раздувания так называемого «мыльного пузыря» денежной массы, в ходе которого экономики большинства стран мира обрушатся. В этом случае мировое сообщество может прибегнуть к новым финансовым моделям и взять за основу в развитии исламскую финансовую систему, осознавая ошибочность первой. Однако данный вариант развития маловероятен, т.к. мировые державы, такие как США могут бросить всю свою военную мощь в борьбе за восстановление мировой гегемонии, что приведет к усугублению ситуации и катастрофическим последствиям, после которых невозможно предположить дальнейшее развитие не только экономики, но и ситуации в мире вообще. Именно поэтому данный вариант является наиболее негативным и непредсказуемым.

3) В ходе глобализации доминирующая роль западных стран в мировой экономике встанет в один ряд с другими странами. Образуется многополярное экономическое пространство, связанное многочисленными экономическими отношениями между странами. В такой ситуации исламские банки также получат хорошую динамику развития и будут выступать в качестве альтернативы на рынке банковских услуг. Развитие мировой экономики по этому пути возможно в случае снижения влияния США и международной банковской элиты на мировую экономику. Развивающиеся страны обретут возможность самостоятельного развития, переставая быть сырьевыми придатками постиндустриальных стран.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного исследования были решены следующие поставленные задачи:

Рассмотрены особенности исламской экономической системы и исламских банков, сформулированы следующие выводы:

- исламские банки направлены на социальное развитие общества в целом и человека в частности;

- имеют гибкую систему функционирования, основанную на шариате, что дает потенциал для приспособления к эволюционным процессам, как в мировой экономике, так и в экономиках отдельных стран;

- исламские банки имеют высокую степень прозрачности, что благоприятно влияет на экономику государства, в котором действует банк; также это является значительным стимулом для сотрудничества различного рода финансовых институтов с данным банком и привлекает инвесторов;

- предлагается широкий спектр услуг, которых нет в банках западного типа, что делает исламские банки конкурентоспособными в мировой финансовой системе;

- исламский банк имеет большую устойчивость к финансовым кризисам, нежели западный банк;

- исламская банковская система при ее правильном функционировании не порождает финансовых кризисов, подобных тем, с которыми сталкивается сегодня мир.

Рассмотрены положительные и отрицательные моменты, а также пути интеграции исламских банков в мировую финансовую систему, дан прогноз перспективам развития исламской банковской системы и сделаны следующие выводы:

- на современном этапе исламские банки прочно входят в международную финансовую систему;

- проводится обширная поддержка Исламского Банка Развития и Организации Исламской Конференции исламских банков, существующих на территории стран-участниц ОИК, а также исламских банков в странах Западной Европы, Азии и Северной Америки.

- исламские банки получают поддержку со стороны неисламских стран и банков, в частности ИБР, добился значительных успехов в международном сотрудничестве с одним из крупнейших финансовых институтов мировой финансовой системы – Международным Валютным Фондом;

- наиболее благоприятный путь для развития исламских банков и мировой финансовой системы тот, при котором исламские банки получат широкое распространение в мире в качестве альтернативы существующим традиционным банкам в многополярной мировой экономике без диктата экономических условий США и владельцев значительной части мирового капитала.

Отрицательные моменты интеграции исламских банков в традиционную систему:

- имеющаяся теория исламской экономики преимущественно занята описанием того, как должна была бы быть организована хозяйственная жизнь общества, но пока не готова предложить оригинальный всеобъемлющий анализ реально происходящих в этой сфере процессов;

- существующие формы исламских банковских контрактов в своем большинстве вышли из доисламской торговой практики Аравийского полуострова. Они были зафиксированы в фикхе (мусульманском праве) и описаны там в деталях. В дальнейшем они не подвергались какой-либо существенной модификации. Однако на деле они нередко повторяют те формы банковских продуктов и услуг, которые существуют в неисламском банковском мире. Таким образом, происходит подмена исламских банковских услуг неисламскими;

- из вышеизложенной проблемы вытекает следующая – проблема стандартизации;

- существенна и проблема управления рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам (риск соответствия принципам шариата, правовые риски) по сравнению с общими для банковской индустрии;

- проблема избыточной ликвидности происходит из отсутствия эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами.

В Декларации об установлении Нового международного экономического порядка (НМЭП), принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1 мая 1974г., говорится об «установлении НМЭП, основанного на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничестве всех государств, независимо от их социально-экономических систем, который должен устранить неравенство и покончить с ныне существующей несправедливостью, позволить ликвидировать увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами и обеспечить все более быстрое экономическое и социальное развитие в мире и справедливость нынешнему и грядущему поколениям».[52]

В ходе исследования поставленная гипотеза получила свое подтверждение в том, что исламская экономика и банки имеют прочную основу и перспективы развития не только в странах с доминирующим мусульманским населением, но и в неисламских странах Запада и Востока.

исламская банковский финансирование политический


Источники и литература

1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой, - 7-е изд.- М.: РИПОЛ Классик, 2004. - 800с.

2. Коран. Перевод смыслов Э. Р. Кулиева. М.: «УММА», 2004, - 690 с.

3. Тора, Второзаконие, 23:19

4. Chapra M.U. Islam and the economic challenge. Leicester,1992 (Islamic Economic Series, №17)

5. Soros G. The Capitalist Threat//The Atlantic Monthly, 1997. – Vol.279 - № 2 – February//www.theatlantic.com

6. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М.:Умма, 2004

7. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003.

8. Ислам без процентов. Российские эксперты о шариатском банкинге в современном мире. - www.religion.ng.ru

9. Исламские финансовые институты в мировой финансовой архитектуре/ Беккин Р.И., Вовченко Н.Г., Евлахова Ю.С. и др. под ред. д. э. н., проф. Кочмола К.В. Ростов – н/Д.: РГЭУ «РИНХ», 2007. – 368 с.

10. Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации//МЭиМО, 2002, №1.

11. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для вузов. М: Омега –Л, 2006.

12. Макарова С.М. Принципы исламской экономики и исламский общий рынок// Востоковедение и Африканистика, 2004,№1.

13. Мамедова Н.М., Ульченко Н.Ю. Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: ОАО «Издательский Дом «Городец»», 2006. – 288с.

14. Муртазин М., Нуруллина Г. Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском обществе. Материалы Шестого Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. М.,2004.

15. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.:Умма, 2004

16. Современный экономический словарь/Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М.: ИНФРА-М, 1997. – 496 с.

17. Тудоровский Яков. Сговор жадных/ Аргументы и Факты, 2009г., №35.

18. Ульченко Н.Ю. Мамедова Н.М. Экономическое развитие и исламская экономика (опыт Турции и Ирана). Исламское и общественное развитие в начале XXI века. М.: Институт востоковедения РАН, 2005.

19. Фаррахбахш М., Эррико Л., Исламское банковское дело: проблемы регулирования и контроля// Востоковедение и Африканистика, 1999, №3.

20. www.islamnews.ru, 22.01.2010.

21. www.islam.ru, 22.03.2010.

22. www.islamic-economy.ru, 22.01.2010.

23. www.newhorizon-islamicbanking.com, 26.02.2010.

24. www.regnum.ru, 26.02.2010.

25. www.religion.ng.ru, 26.02.2010.

26. www.bo.bdc.ru, 26.02.2010.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Таблица 1. Особенности различных моделей экономического поведения[53]