Смекни!
smekni.com

Учет нематериальных активов на предприятии ГП "Альфа" (стр. 5 из 13)

Имущественные права на программный продукт, которые может приобретать предприятие - это право на распространение, право на импорт, право на сообщение для всеобщего сведения, право на публичный показ. Если предприятие приобретает по авторскому договору либо договору на передачу части исключительных имущественных прав программный продукт и использует его в соответствии с условиями договора для извлечения дохода, этот объект идентифицируется как НМА.

Приобретая экземпляр программы или базы данных, предприятие не приобретает исключительных имущественных прав и может использовать его только для личных целей (в том числе для целей собственного производства); экземпляр может быть продан, но не подлежит распространению (тиражированию) и сдаче в аренду. Для решения задачи идентификации экземпляра программного продукта как объекта учета на первый план выходит его предполагаемое использование на предприятии. Экземпляр программы является источником дохода, который может быть оценен и учтен отдельно от других доходов только в том случае, если программа непосредственно используется для производства продукции или оказания услуг. Стоимость этого средства производства может быть перенесена через амортизацию непосредственно на стоимость продукции. Экземпляры программных продуктов, используемых в управленческих целях, не приносят доходов, которые могут быть оценены и отделены от других ресурсов. Таким образом, имеющаяся практика учета бухгалтерских, справочных и других подобных программ в составе НМА не соответствует экономическому содержанию этих объектов. Проект международного стандарта учета НМА предписывает учитывать объекты, имеющие нематериальный характер, но не являющиеся отделимым источником дохода, в составе текущих или отложенных расходов. Однако если экземпляр программного продукта используется в течение длительного времени, имеет высокую учетную стоимость, обладает ликвидационной стоимостью и может отчуждаться, его целесообразно учитывать в составе внеоборотных активов предприятия. При этом представляется правильным показывать такой объект по статье «Прочие внеоборотные активы».

Все более широкое использование различных программных продуктов в деятельности предприятий приводит к необходимости разработки специальных методов учета таких объектов, правил их амортизации и инвентаризации. Особенностью программных продуктов как производственных ресурсов является высокая скорость морального износа: на предприятии в течение ряда лет может использоваться программа, удовлетворяющая требованиям предприятия, однако по истечении короткого (год или даже менее) срока полностью утратившая ликвидационную стоимость. Кроме того, электронная форма представления такого имущества вводит дополнительные ограничения в части его сохранности. Специфический характер программных продуктов требует отдельного учета программ и баз данных от другого имущества предприятия. Признание специфического характера этих объектов приводит к необходимости введения отдельных счетов для их учета, предусматривающих различное использование объектов учета в производственной деятельности предприятия.

Говоря о программных продуктах как активах предприятия, нельзя оставить в стороне проблему учета расходов, связанных с их поддержанием в рабочем состоянии - оплату услуг по сопровождению и актуализации. Некоторые налоговые инспекторы требуют относить, например, стоимость услуг по актуализации справочных информационно-поисковых систем на увеличение балансовой стоимости этих объектов, учтенных в составе НМА. Поскольку актуализация производится, как правило, ежемесячно, результатом такого подхода будет постоянное изменение стоимости объекта.

Проект международного стандарта учета «Нематериальные активы» уделяет особое внимание порядку учета расходов, относящихся к объектам НМА, числящимся на балансе предприятия. Проект предписывает учитывать в составе стоимости НМА только те последующие расходы, которые приводят к увеличению доходности объекта НМА. Если увеличение дохода в связи с дополнительными вложениями в НМА не определяется, расходы подлежат учету в составе текущих или отложенных расходов. Такая позиция соответствует экономическому содержанию долгосрочных инвестиций и согласуется с российской нормативной базой. Долгосрочные инвестиции связаны с созданием и приобретением нематериальных активов, в их составе учитывается также и стоимость работ, приводящих к изменению сущности объектов в результате реконструкции, расширения и технического перевооружения. Результатом инвестиций в существующие НМА должно быть увеличение их доходности, расширение сферы действия (например, увеличение отдельного объекта природопользования или увеличение производственной квоты по промышленной лицензии), продление срока полезного использования. В соответствии с таким подходом актуализация программного продукта в связи с заменой (модернизацией) операционной среды увеличит срок его службы, поскольку устраняет последствия морального износа. В этом случае расходы по актуализации следует трактовать как вложение в увеличение стоимости НМА, а при исчислении амортизации должно быть учтено увеличение срока полезного использования. В случае, когда регулярная актуализация является необходимым условием работоспособности программы, расходы по актуализации не способствуют увеличению доходности объекта, а препятствуют досрочному прекращению такой доходности. Это условие учитывается предприятием уже при идентификации и первоначальной оценке самого объекта НМА. Следовательно, расходы по плановой регулярной актуализации носят тот же характер, что и техническое обслуживание основных средств и подлежат отнесению к текущим или отложенным расходам.

В отечественной практике в составе НМА учитываются жилые помещения, принадлежащие предприятию на праве собственности. Причина, по которой жилое помещение учитывается не как материальный объект, а как «право собственности» заключается в том, что квартира составляет часть жилого дома, который как объект основных производственных или непроизводственных фондов учтен на балансе того лица, которому принадлежит или в ведении которого находится весь дом. Однако квартиры в домах представляют собой материальный объект и, как правило, не являются самостоятельным источником дохода, таким образом, жилые помещения не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к НМА. Имеющаяся практика приводит к тому, что искажается реальная структура и стоимость имущества как балансодержателя дома, так и владельца «права собственности». Вытекающие из такого несоответствия проблемы касаются как амортизации и переоценки, так и проведения ремонтов и технического обслуживания. Эти несоответствия затрагивали и встроенные в жилые дома производственные помещения, однако экономическая необходимость привела к изменениям в регулировании порядка учета этих объектов и расходов на их содержание. В части жилых помещений эти изменения не произведены, и хотя приобретение предприятием в собственность жилых квартир не носит массового характера и, как правило, не касается производственной деятельности, эта проблема требует решения.

Встроенные в жилые дома производственные и непроизводственные помещения, представляют собой материальные объекты и должны учитываться в составе основных средств предприятия. Такой подход позволит учесть, в частности, длительный срок службы помещений, который в отличие от НМА не ограничивается сроком деятельности предприятия. Вместе с тем право собственника встроенных помещений ограничено особым характером этих объектов: в частности, объект не может быть уничтожен по желанию собственника, поскольку является неотъемлемой частью объекта, другие неотъемлемые части которого принадлежат другим лицам. Очевидно, что эти особенности требуют специальных подходов к учету встроенных помещений в составе основных средств; эта группа объектов должна быть учтена отдельно от другого имущества предприятия, право собственника на которые не имеет таких внутренне присущих ограничений.

Правила учета НМА в России не предусматривают ограничения стоимости объектов. Однако требование целесообразности учета и соблюдение принципа существенности при представлении отчетности приводит к тому, что необходим нижний предел стоимости, выше которого имущественные права могут быть идентифицированы как НМА. Гораздо более совершенная практика учета материальных объектов предусматривает для предметов стоимостью до 5 минимальных размеров оплаты труда возможность отнесения к текущим расходам, даже если срок их службы более одного года. Такое положение целесообразно распространить и на нематериальные объекты, удовлетворяющие всем требованиям, предъявляемым к НМА.

Развитие теории и практики учета нематериальных активов должно учитывать специфический характер и особенности объектов учета, содержание и способы реализации имущественных прав, их целевое назначение в деятельности предприятия. Требуют дополнительной разработки правила учета программ ЭВМ и баз данных и расходов по их содержанию, а также встроенных помещений. Отдельную проблему представляет учет аренды (проката) нематериальных объектов в случаях, когда аренда разрешена законодательством или условиями договора, а также нематериальных активов, являющихся объектом финансового лизинга. Развитие и реформирование правил учета нематериальных активов должно способствовать повышению достоверности бухгалтерской и отчетной информации, повысить качество управленческих решений, способствовать устойчивости предприятия, в том числе на финансовом рынке.

При организации бухгалтерского учета нематериальных активов необходимо принимать во внимание то, что Программой реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утвержденной Правительством России постановлением от 06.03.98 № 283) предусматривается приведение российских правил бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и правками, установленными международными стандартами финансовой отчетности.