Смекни!
smekni.com

История Москвы (стр. 5 из 7)

Экспликация (на латинском языке) составлена несомненно на основе рассказов очевидцев. Характер ошибок в ней согласуется с такого же типа пропусками в чертеже, так как автор подготовительного рисунка к "Сигизмундову" плану сам, очевидно, не был силен в московской топографии и топонимике. Какие-то моменты в экспликации русского подлинника остались ему непонятными, а сведения, которые он получал от соотечественников, побывавших в Москве, в некоторых случаях оказались неточными. Наименование "Царь-город" присвоено в "Сигизмундове" плане Кремлю, а слово "Полянка", обозначающее урочище Замоскворечья, приобрело значение синонима Скородома. Тем не менее экспликация содержит немало ценных сведений о Москве начала XVII века и отражает взгляд на нее со стороны - глазами западноевропейского жителя.

Перевод экспликации приводится ниже (с примечаниями в скобках авторов книги "Памятники архитектуры Москвы"):

"Москва или Московия, столица Белой Руси (Великого княжества Московского), по величине причисляемая Ботером к четырем крупнейшим городам Европы, следует четвертой за Константинополем, Парижем и Лиссабоном. Делится на 4 части. Первая, внутренняя, называемая Китай-город, вторая - Белгород, обе обведены особыми стенами, третья - Скородум, четвертая - Стрелецкая слобода, все окружены насыпью или Полянкой, сооруженной из бревен и засыпанной землей, на ней - прекрасные башни. Крепость может объехать всадник за три полных часа. Почти в середине города, между реками Москвой и Неглинной, находится крепость великого князя под названием Царь-город (Кремль) обширная и большая. В ней восемнадцать храмов, воздвигнутых из щебня и камня, со столькими же башнями, заметными из-за позолоченных кровель, очень приятных на вид.

Городские же храмы частью из кирпича, большая часть - деревянные, дома все деревянные. Никому нельзя строить из камня или щебня, кроме немногих из знати, и первейшим купцам можно строить у себя в жилищах хранилища - маленькие и низкие, в которые прячут самое ценное во время пожара. Англичане и голландцы и купцы из Ганзейских городов здесь преимущественно складывают свои товары, распродавая ткани, шелковые изделия и благовония. Местные купцы весьма сведущи и склонны к торговым сделкам, весьма жуликоваты, однако несколько приличнее и цивилизованнее других жителей этой страны Выдающиеся места города Москвы

1. Крепость великого князя под названием Царь-город (Кремль).

2. Новые покои великого князя (Запасной дворец). 3. Церковь святого Михаила (Архангельский собор). 4. Подворье или палаты или Терем патриарха (Патриарший двор). 5. Постройка, сооруженная из кирпича, где великий князь появляется перед народом и откуда объявляются народу указы великого князя (Лобное место) . 6. Лавки или столы, с которых продаются шкуры разных животных и другие товары (Торговые ряды). 7. Земский собор и приказы, возле которых изготовление мазей. 8. Подворье или гостиница для иностранных послов (Посольский двор). 9. Темница для осужденных. 10. Лавки художников (Иконный ряд). 11. Подворье или гостиница для иностранных торговцев. 12. Площадь, на которой продаются сено и лес. 13. Горячая вода (бани). 14. Сад великого князя (Государев сад). 15. Поганское озеро (Поганый пруд). 16. Конюшня великого князя (Конюшенный двор). 17. Конная площадь. 18. Арсенал (Opyжейная палата) .19. Литейная изба (Пушечный двор) 20. Подворье Глинских".

"Несвижский" план. (1611 г.)

Назван так по месту изготовления (Несвиж - город Минской губернии Слуцкого уезда). Стал известен исследователям с 1949 года, когда Познанский музей приобрел единственный сохранившийся оттиск гравюры Т. Маковского по рисунку Ш. Е. Смутаньского. В России впервые опубликован в сборнике Академии наук "Культурные связи народов Восточной Европы в XVI веке" (М., 1976) польским ученым С. Александровичем.

В заголовке плана, помещенном в верхнем левом углу листа, сказано, что рисунок для гравюры был выполнен его автором - Шимоном Ендрашевичем Смутаньским во время пребывания в тюрьме вместе с послами Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедимитрия с Мариной Мнишек. Посольство находилось в Москве с 12 мая 1606 года до 2 августа 1608 года, когда оно смогло выехать обратно из охваченной волнениями и смутами Руси.

Маловероятно, что в обстановке, которая тогда сложилась в Москве в связи с воцарением Василия Шуйского, Смутаньский мог составить и нарисовать свой план с натуры. Очевидно, в руках у художника оказались материалы московского происхождения. По очертаниям "Несвижский" план ближе всего стоит к "Годунову чертежу", но без четкой топографии последнего. Планировка города на нем кажется сумбурной, а в некоторых случаях - неверной, особенно в Замоскворечье.

Однако бросается в глаза резкое отличие "Несвижского" плана от всех прочих планов Москвы рубежа XVI-XVII веков. Это действительно "зарисовка" города как об этом сказано в заглавии листа), его перспектива "с птичьего полета", ориентированная, как и все прочие планы, на запад, но не плоскостная, а с попыткой ввести характеристику рельефа городской территории и ее ближайшего окружения. Можно допустить, что наложение плана на рельеф привело к своеобразным искажениям, и привычные трассы улиц, знакомые по другим чертежам, приобрели иной характер. Условный прием - выделение в укрупненном масштабе наиболее значительных сооружений в Кремле (соборы, дворец. Приказы), Китай-городе (Василий Блаженный) и т.п. - также несколько снизил "академичность" чертежа. Прорисовка зданий здесь упрощенней, чем на "Сигизмундове" плане, хотя выполнена в манере, близкой последнему. Во многом тождественны экспликации обоих планов, но в "Несвижском" она дана на польском языке. В отличие от "Сигизмундова" плана здесь правильно поименованы все основные части Москвы: однако Заяузью (в черте Скородома) присвоено имя "Кукуй-города". Но "Кукуем" называли известную со второй половины XVI века иноземную (немецкую) слободу, располагавшуюся в ту пору далеко за городом (в районе теперешней Бауманской ул.), вблизи ручья, который и дал слободе имя, ставшее среди москвичей обиходным. Возможно, слово "Кукуй" постепенно стало синонимом места, заселенного иноземцами (немцами). Поскольку в районе Заяузья небольшая иноземная слободка тогда существовала, а в годы Смуты - и увеличила, возможно, свое население за счет беженцев из дальней слободы, разоренной войной, то для Смутаньского, очевидно, это был единственный "Кукуй", который он мог знать и обозначить на плане. Допустимо также, что некоторые изменения в топографии и застройке Москвы, происшедшие ко времени прибытия туда польского посольства и не отраженные попавшими в руки Смутаньскому местными материалами, художник старался вносить в план по мере знакомства с городом (например, опустошенный пожаром клин в крайней юго-западной части Белого города и новую трассу Тверской).

Самым ценным в "Несвижском" плане является изображение окрестностей Москвы, в основном - при избранной точке зрения - это территория, примыкающая с юго-запада к Скородому. В план включена излучина Москвы-реки с равниной Лужников и Воробьевыми горами на горизонте. Благодаря этому в поле зрения картографа попали Ново-Девичий монастырь - справа (включен в экспликацию плана под номером 23) и на том же берегу древний Саввинский монастырь (стоял в районе современной Саввинской набережной), показанный чуть правее Ново-Девичьего. Изображение последнего исследователи считают вполне правдоподобным. Отчетливо виден собор, показанный на плане шатровым и одноглавым, в то время как к моменту издания плана он имел уже свой настоящий вид и пятиглавие. Если эта деталь - не ошибка художника, то ее наличие может служить подтверждением существования очень раннего протографа "Несвижского" плана. Против Саввинского монастыря, на другом берегу Москвы-реки, видны два селения: в прибрежном можно предположить Патриаршую Рыбную слободу, а правее нее - Ямскую-Дорогомиловскую слободу, окаймляющую Смоленскую дорогу. В верхнем левом углу изображен, по-видимому, комплекс Великокняжеского дворца на Воробьевых горах - в ограде и с высокой остроконечной башней-повалушей. Подобный лист, включающий сложную информацию, мог быть результатом только многолетней подготовительной работы и, возможно, являлся частью картографирования Руси, начатого еще при Иване III.

В следующем же (после создания этого плана) 1612 году Москва была почти дотла сожжена поляками, чтобы затем, при восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова, возродиться вновь, как Феникс из пепла.

Планы москвы второй четверти - конца xvii века.

Основой для планов данного периода служили все те же ранние планы Москвы рубежа XVI-XVII веков. Однако при схожем абрисе и ориентации в них появляются добавления и уточнения, согласующиеся с реальными изменениями в топографии Москвы. Хотя Московский картографический центр продолжал функционировать (известие о перечерчивании в 1627 г. "Большого чертежа"), русских планов этого периода, посвященных Москве, не обнаружено. Непрерывность работы московских картографов отразилась в планах, издаваемых за границей. В европейских странах, особенно в Голландии в Швеции, имевших устойчивые экономические и дипломатические связи с Россией, интерес к ней с каждым годом возрастал. Отсюда неоднократные переиздания планов и карт 1590-1600-х годов и появление новых, скорректированных. К последним относятся: план Москвы М. Мериана 1638 года, план Москвы А. Олеария 1630-х годов, план Москвы А. Мейерберга 1661-1662 годов. Они сохраняют ориентировку, очертания и характер графики, восходящие к традициям, заложенным "годуновской" картографией.