Смекни!
smekni.com

История Москвы (стр. 6 из 7)

ПЛАН МЕРИАНА (1638 Г.)

План Мериана, изданный в 1638 году во Франкфурте-на-Майне, несмотря на дату изготовления, отображает реалии Москвы 1590-х годов.

По содержанию ближе всего стоит к первому варианту "Петрова чертежа", но, в отличие от него (как и от большинства других планов Москвы конца XVI-XVII в.), обращен к зрителю юго-восточной стороной.

Поскольку среди известных планов ему нет прямых аналогий, а сведения его ретроспективны, то можно предполагать, что перед нами позднее повторение неизвестного протографа, относящегося к кругу планов годуновского времени, основанных на обработке картографического материала начала XVI века.

Представляет собой условную перспективу "с птичьего полета". Существенной особенностью плана является попытка передать черты городского рельефа. Показаны следы русла ручья Черторыя (в западной части плацдарма Белого города), следы старицы Москвы-реки в Замоскворечье, уклон плацдарма в восточной части Белого города.

Экспликация плана точно повторяет таковую на "Годуновом чертеже". В верхнем левом углу карты помещен герб Москвы, в нижнем левом - указатель в картуше, внизу справа компасная роза.

ПЛАН ОЛЕАРИЯ. (1630-Е ГГ.)

Остальные планы этой группы по содержанию близки ко времени своего издания. Все они, начиная с плана Олеария, показывают линию Земляного города с восемью бастионами (болверками) в Замоскворечье. Следует отметить, что Земляной вал со рвом изображен на планах с внешней стороны Скородома, который представлен существующим.

План Москвы из книги А. Олеария "Путешествие в Московию, Персию и Индию" - первый из планов Москвы, отразивший существенные перемены в ней после пожара 1626 года. Исследователи не отрицают возможность существования русского протографа, который фиксировал мероприятия 1626-1631 годов по обмеру всех частей города, предпринятые по указу царя и нашедшие отражение в письменных источниках.

Адам Олеарий - придворный математик герцога Голштинского - в составе посольства был в Москве в 1633-1634, 1635-1639 и 1643 годах и жил в ней каждый раз не более двух-трех месяцев. Однако, он успел войти в круг русской знати, связи с которой, вероятно, помогли ему получить новый план Москвы и почерпнуть сведения об истории России, ее культуре, на основании чего и была написана его книга, изданная впервые в 1647 году в Шлезвиге. Помещенный в ней план очертанием напоминает "Петров чертеж" (очевидно, его брали за основу при изготовлении новых, послепожарных планов). Главное изменение в облике города, которое отразил план, - появление в Замоскворечье Земляного вала со рвом и бастионами, которые возводили в 1637-1638 годах. Следовательно, план Москвы в том изложении, которое дано у Олеария, появился после 1638 г. Показан и Скородом со всеми его башнями. Деревянная крепость, очевидно, была отремонтирована и продолжала существовать.

Территории внутри внешнего кольца представлены более уплотненными и расчлененными, чем прежде (за исключением Заяузья); начали застраиваться плацдармы Китай-города и Белого города. Даже на плацдарме Кремля возле Свибловой башни стоят "кремлевские" лавки (кромбуден). Сведения о застройке несколько выборочны. В Кремле она явно дана не полностью (топография Кремля вообще кажется нечеткой), но Спасская башня подчеркнута особо - она изображена уже с надстроенным верхом. В других частях города среди застройки выделяются деревянные и каменные здания, облик которых передан подробно и, вероятно, достоверно. Некоторые из них вошли отдельными рисунками в сочинение Олеария. Все, с точки зрения Олеария, достопримечательности Москвы даны на плане крупным масштабом. При этом акцентирована застройка Белого и Земляного города, что делает план Олеария ценным источником сведений о посадской застройке Москвы, сложившейся к середине XVII века. В основных изданиях книг и Олеария план сопровождается одой, посвященной Москве.

ПЛАН МЕЙЕРБЕРГА (1649 Г.)

Одним из самых информативных из планов Москвы середины XVII века является план 1661-1662 годов из книги "Путешествие в Московию" дипломата, посла австрийского императора барона Августа Мейерберга, приезжавшего в Москву в обстановке двух войн с Польшей и Швецией.

План выполнен в западной ориентации, в виде аксонометрического рисунка. Его топографическая точность весьма высока, она сопоставима не только с последующими планами Москвы XVIII и XIX веков, но и с современной топографией. Легко узнаваемы на ней многие улицы сложившейся застройки.

Художник, оформлявший сочинения Майерберга, руководствовался, по-видимому, русским оригиналом плана, составленным, скорее всего, в связи с "Уложением 1649 года" - важнейшим правительственным документом того времени, то есть до опустошения Москвы чумой 1654 года и сопровождавшими ее пожарами. Город показан тесно застроенным, в то время как Мейерберг пишет о наличии больших пустырей.

Планировка Земляного города представлена уже вчерне сложившейся; верно даны основные магистрали и большинство дублирующих, а также переулки: например, трассы Тверской улицы и Б. Ордынки (в Заречье) показаны в существующем виде, нижнее Заяузье - с двумя главными улицами и т.п. Не менее точны, хотя и схематичны изображения строений. В Кремле хорошо видны площади, к еще не перестроенной церкви Рождества (бывш. церковь Воскресения в ансамбле Ивана Великого) примыкает Филаретова звонница; тесно обстроен лавками Василий Блаженный, в Китай-городе достаточно ясно показан Гостиный двор с башней на Варварке.

Обратите внимание на то, что Москва в результате пожара 1612 года была уничтожена огнем на две трети; были выжжены Белый Город и Скородом, а также более широкий пояс окружавших Москву слобод и сёл. Но после пожара люди тянулись к родным пепелищам, и дома заново старались отстраивать там же, где они стояли и раньше...

Поэтому когда на престол взошёл сын родоначальника династии Романовых, царь Алексей Михайлович, Москва представала перед ним в знакомом его предкам виде. Вновь были отстроены Белый Город и Скородом, обстроен Китай-город и реставрирован Кремль. Правда толстые деревянные стены Скородома (заполненные землёй и ранее) при Михаиле Феодоровиче Романове были заменены земляным валом.

Экспликация плана

Экспликация, составленная на немецком языке, чрезвычайно содержательна. Приводим ее перевод (с примечаниями в скобках авторов книги "Памятники архитектуры Москвы"):

А - Кремль. В - Китай-город, С - Царь-город, Д - Скородум, Е - Хамовники, слобода.

1. Царские палаты. 2. Иван Великий. 3. Церковь Рождества в Горах "(до 1555 г. - церковь Воскресения, постройка Петрока Малого. Интересно упоминание древнего урочища "в горах"). 4. Церковь св. Архангела Михаила. 5. Соборная церковь Успения. 6. Патриарший двор. 7. Чудов монастырь 8. Фроловские (Спасские) ворота. 9. Троица на Рву; Покрова на Рву, храм Василия Блаженного. 10. Царево место Лобное место. I1. Красная площадь название, впервые встречающееся в экспликации планов. 12. Купеческие (Гостиные) ряды. 13. Гостиный двор. 14. Земский двор. 15. Печатный двор 16. Посольский двор. 17. Государев Сытный двор (в Кремле). 18. Конюшенный двор (в Кремле). 19. Боровицкие ворота. 20. Водовзводная (Свиблова) башня. 21. Набережный терем, в коем живут иконописцы (очевидно, первая Оружейная палата близ Благовещенского собора). 22. Денежный двор (в Кремле, "Государева казна" возле Благовещенского собора). 23. Государев сад (на месте Александровского сада). 24. Пушечный двор. 25. Сретенские ворота. 26. Фроловские другие ворота (Мясницкие ворота Белого города). 27. Покровские ворота. 28. Яузские ворота. 29. Москворецкие ворота. 30. Тайницкие ворота. 31. Троицкие ворота. 32. Чертольские ворота. 33. Арбатские ворота. 34. Никитские ворота. 35. Тверские ворота. 36. Дмитровские ворота. 37. Труба Неглинная (в стене Белого города, где теперь Трубная площадь). 38. Таганские ворота (Яузские ворота Скородома). 39. Кладбище немецкое (возле Таганских ворот). 40. Калужские ворота (показаны с каменной башней и на месте позднейших Серпуховских, а традиционный проезд западных ворот закрыт бастионом, как и Фроловские ворота в районе Зацепы ). 41. Крымский двор (в юго-западной части Заречья). 42. Царицын луг (Болотная площадь, после пл. имени Репина). 43. Конюшенный другой двор (в Занеглименье, то есть Колымажный двор). 44. Алексеевский монастырь (на месте нынешнего храма Христа Спасителя) . 45. Лебединый пруд (в районе существующею Лебяжьего переулка). 46. Царев сад на Васильевском лугу (впервые отмечен сад в юго-восточной части Белого города, южнее Солянки) .47 Рыбный двор (на Солянке). 48. Соляной двор. 49. Лесной двор. 50. Сытный двор (в Занеглименье, в Белом городе). 51. Великий новый колокол (в Кремле возле колокольни Ивана Великого).

ПЛАН ТАННЕРА. 1689 ГОД.

К этому же периоду относятся еще три, более схематичных плана. Они при общем, роднящем их с другими планами абрисе очень схематичны и передают в основном очертания кварталов. Информация этих планов требует особой проверки.

Первый из них - план, помещенный в книге Бернгарда Леопольда Таннера (в 1678 г. был в Москве в составе польского посольства) "Описание путешествия...", изданной в 1689 году в Нюрнберге. Выделяется из остальных тем, что показывает застройку за пределами Скородома.

ПЛАН ПАЛЬМКВИСТА. 1674 ГОД.

К этой же группе примыкает план Москвы из альбома Э. Пальмквиста (издан в 1674 г. в Стокгольме) - упрощенная калька с плана А. Олеария, правда, с указанием основных дорог, выходящих из Москвы.

План почти лишен графической информации о застройке - в очерченных линиями кварталах, в том числе и в Кремле, схематичными планами зданий выделены наиболее важные строения города. На плане все еще даны башни Скородома, но есть и новые сведения, содержащиеся в экспликации (на шведском языке). Указаны - Персидский двор и Царская аптека на Ильинке; тюрьма - на месте здания нынешнего Исторического музея ; Монетный двор на Варварке, новый Посольский двор на Маросейке (ул. Б. Хмельницкого), Шведское подворье в Шведском переулке, тюрьма в Кривоколенном переулке, Печатный двор между Мясницкой (ул. Кирова) и Милютинским переулком (ул. Мархлевского).