Смекни!
smekni.com

Православное воспитание (стр. 4 из 7)

Правда, всякому человеку, при его умственной ограниченности, свойственно впадать в грех. Многие люди высоко добродетельные и даже святые при всех усилиях своих противиться соблазну, нередко, против своей воли, поддавались искушению (Римл. 7, 23 и 24). Так происходит грех, нравственное падение. Неверующие люди, не считая за грех безнравственных поступков, не только не останавливаются перед их совершением, но еще услаждаются греховным состоянием. При этом лица, еще не потерявшие совести, или с болезненно-развитым самолюбием, по совершении нравственного падения испытывают нередко такие угрызения совести или чувствуют такой жгучий стыд перед людьми, что сама жизнь становится им невыносимой и многие из таких несчастных, не имея веры в Бога, оканчивают самоубийством свое земное существование.

Это последнее явление — прискорбное и ужасное, весьма нередкое в наше именно время, завися от многих житейских условий, в основе своей имеет одну общую причину — оскудение или полное отсутствие веры в Бога в лицах, оканчивающих жизнь самоубийством. Если мы обратим внимание на то явление, что те именно слои общества, которые более всего отпали от веры и благочестия отцов своих начинает в последнее время охватывать какой-то дух уныния и тоскливости, то мы с полным правом можем заключить, что современная жизнь утратила ту основу, на которой только и может совершаться ее правильное развитие. Такая основа жизни заключается единственно и исключительно в религии.

Чтобы этот вывод не показался кому-либо голословным и бездоказательным, разъясним, по возможности кратко, то значение, какое может иметь религия для жизни вообще и в деле воспитания, в частности.

Религия, составляя общей и существенную основу всей человеческой жизни, тем самым естественно содействует правильному и полному развитию отдельных ее сторон. Так, по мнению священника Гиляревского:

а) Только благодаря религии может быть удовлетворено стремление человека к познанию истины. Только религия открывает самую глубину познания — Бога, который есть «Альфа и Омега, начатое и конец» (Апок. 1,.8) только религия сообщает знанию человека всесторонность.

Мы полностью согласны с этим мнение, т.к. действительно в человеке должен быть заложен зародыш веры, который нужно поливать, подкармливать размышлениями о своей жизни, в своем месте в этой жизни и о том, как нужно поступать по-божески в любой ситуации.

б) Всякий человек по естественному влечению своей природы стремится к счастью. Но в сем состоит счастье? Человеку для достижения счастья необходимо удовлетворение именно личных потребностей. Но эти потребности не входят в механизм общего счастья. Итак, каждому человеку необходимо достижение его собственного, личного счастья: вся жизнь каждого человека состоит, большей частью, в искании именно этого счастья. Но как часто люди, представленные самим себе, старались найти счастье так, где его нет и быть не может: в удовольствиях чувственных, радостях скоропреходящих, последствием которых бывает только «суетство и произволение духа» (Евкл. 1,14)

Только вера Христова указывает и дает истинное счастье жизни человеческой. Итак, счастье христианина заключается во внутреннейшем, сокровенном, глубочайшем душевном настроении, в мире Божием, превосходящем всяк ум (Филипп. 4,7). Вера Христова дает счастье истинное, чистое и самое прочное, неволнуемое похотями чувственности и неомрачаемое никакими страстями себялюбия, счастье, имеющее свое начало в самоотверженной любви к Богу и ближним, а свой конец — в бесконечной жизни с Богом за пределами этого временного, земного существования.

в) Составляя основу жизни, религия, естественно, должна служить и основою воспитания. Цель воспитания — достижение наивозможного высшего человеческого совершенствования — в религии освящается высшим авторитетом — Божеством, к уподоблению совершенствам которого человек должен стремиться в своей жизни (Мф 5,48). Самое же главное — только религия указывает тот идеал, высочайший образец совершенства, до соответствия с которым, воспитание должно доводить своего воспитанника. Что может служить таким идеалом для воспитанников? На первых порах — их родители и воспитатели.

Религия должна составлять основу всего воспитания и всей жизни ребенка, влияя на его направление, сообщая ему свой характер и содержание [12: 203-209].

Задача религиозного воспитания должна состоять в том, чтобы религиозность проникла и обнимала всю душевную жизнь человека, то есть чтобы выражалась не в одном только знании о Боге, но вместе с этим имела глубокие корни в сердце и направляла волю к совершению действий, требуемых религией. Заботясь о развитии в детях здравых, правильных и полных знаний, относящихся к религиозной области, родители должны поэтому прилагать еще большие старания к возбуждению и укреплению в сердце детей религиозных чувствований: как существом Бесконечным, любви преданности и благодарности Богу. Родители должны заботиться о том, чтобы развитие сердца соединялось с приучением воли к деятельности, требуемой религией, чтобы религиозность воспитанника была деятельностной, чтобы всякий поступок совершался не только потому, что он доставляет услаждение сердцу, но и потому, что этого требует воля Божия, исполнение которой для человека должно быть, безусловно, обязательно, как нравственный долг. Таким образом, воспитание должно стремиться к тому, чтобы образовать в сердце воспитанника постоянное религиозное настроение, которое охватывал все стороны душевной жизни, послужит основанием наклонности воли и привычки этой последней действовать только в нравственно-религиозном направлении.

Выяснив необходимость и задачу воспитания детей в духе веры Христовой и благочестия, мы приступили теперь к изложению самых способов и средств, при помощи которых может быть ведено дело религиозного воспитания.

С какого времени нужно начинать воспитывать детей в духе веры Христовой и благочестия? По мнению некоторых лиц, занимающихся наукой о воспитании, принимать меры к развитию тогда, когда дитя достигает такой степени духовного развития, что обнаружит достаточную способность к пониманию и усвоению веры Христовой. Но такое мнение ошибочно. Потому что нельзя указать хоть одного человека, который в состоянии бы был обнять своим ограниченным умом основные истины религии. Следовательно. Для религиозного воспитания детский возраст представляет самое лучшее время, самую естественную пору. И так как трудно с точностью определить, с которого именно момента в детском возрасте начинается религиозное развитие, то необходимо заботиться о том, чтобы религиозные влияния начинали действовать на детей как можно раньше, говоря точнее, с самого рождения младенца. Не думайте, что в первоначальном младенческом возрасте ребенок не способен к религиозному развитию: сознание и понятливость в нем начинают обнаруживаться рано. Правда, ребенок долгое время не в состоянии бывает выразить того, что сознается им, ни словом, ни какими-либо мимическими движениями; на опытное наблюдение над детьми показывает, что в очень раннем младенческом возрасте дети привыкают к последовательной смене различных действий и явлений, так что ребенок приобретает достаточный запас знаний и духовного развития к тому времени, когда он начнет говорить. Вот этим-то ранним младенческим возрастом и нужно пользоваться, для того чтобы семена веры Христовой запали в чистую детскую душу [5:431-432].

Первоначальные и вместе с тем самые крепкие религиозные влияния, несокрушимые в продолжение всей последующей жизни, дети получают в семье. Необходимо, чтобы влияние веры и благочестия на детскую душу было особенно живо и сильно, — необходимо, чтобы эти влияние были постоянными спутниками детской жизни. Поэтому родители ребенка должны заботиться о том, чтобы в комнатах, в переднем углу находились святые иконы, перед которыми теплилась бы лампадка, тихий свет которой так умиротворяет и успокаивает душу. Над кроваткой ребенка должна быть икона его Ангела-хранителя. Ребенок должен видеть, как его родители благовестно молятся пред иконами, полагают на себя крестное знамение при начале и окончании дела. Все эти условия для развития религиозности в детях настолько важен, что если ребенок не видит в домашней обстановке ничего такого, что напоминало бы ему о Боге, если в жизни родителей и других членов семьи он не замечает ничего, что выводило бы их из круга обыденных житейских отношений и устремляло помыслы к миру небесному, божественному вечному, то при таких условиях развитие религиозности в детях совершенно невозможно, и дитя может вырасти или равнодушным е религии, или даже совсем не имеющим веры в Бога.

При первоначальном религиозном воспитании детей в семье самое важное влияние на ребенка принадлежит его матери. В течение первого года своей жизни ребенку, разумеется, часто, придется быть на руках своей матери или около нее в то время, когда она молится Богу; ребенок неизбежно замечает и от неоднократного повторения постепенно усваивает молитвенное настроение, благоговейно выражающееся на лице матери, запоминает все ее молитвенные действия [10:43].

Для успешного и правильного развития религиозности в детях весьма важное значение имеет и общий дух семейной жизни. Этот общий дух семьи должен быть таков, чтобы всех членов ее объединяло и одушевляло чувство любви и чтобы во всех действиях и отношениях домашних господствовали мир и согласие. Этот общий дух должен проникнуть и в детскую душу; любовь к родителям, наполнив сердце ребенка, послужит почвой, на которой вырастет и окрепнет чувство любви и преданности к Богу — Отцу всех людей. Вот почему тяжко грешат те родители, которые в присутствии детей ссорятся между собой, произносят бранные и неприличные слова, грубо и даже жестоко обращаются со своими детьми.