Смекни!
smekni.com

Православное воспитание (стр. 6 из 7)

По природе своей все дети искренни, доверчивы, откровенны, имеют отвращение ко всякой лжи и неправде: они вслух рассуждают, они охотно передают то, что видели, слышали, что случилось с другими и с ними самими. Им не приходит на ум говорить неправду; если другие в их присутствии говорят известную и понятную им ложь — это их оскорбляет; вся природа их возмущается против неправды; они с негодованием отличают того, кто допустил искажение истины. В детстве каждый ребенок, сказав сознательную ложь, покрывается мучительно краской стыда, испытывает смущение, страх, вину. Поэтому заботливо нужно охранять чистоту и целомудрие этого чувства в детях; оскорбленное неправдой, оно теряет свою нежность, силу, чуткость и никогда не может быть восстановлено в первоначальной своей чистоте, в душе человека уже не бывает такого сильного протеста против лжи, и чем чаще человеку приходится говорить ложь, тем легче это становится для него.

Значит заботливее всего нужно охранять детей от первой лжи. Иногда родители сами часто подают детям повод сказать первую ложь своей манерой доводить детей до признания в каком-нибудь проступке. Родители делают вид, что еще не знают о проступке своего ребенка и спрашивают: «Кто разбил стекло?» или «Где ты был сейчас?». Эти внушают ребенку мысль, что родители еще не знают о виновнике шалостей и внушают ему соблазнительную надежду утаить от них свой проступок в надежде избавиться от наказания. Ребенок до сих пор не повинный во лжи в этот раз не устоит против соблазна и ответит ложью. Строгий вид, грозный голос родителей, сознание за собой вины приводит ребенка в трепет, от страха он почти невольно прибегает ко лжи как единственному средству спасения.

Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины, эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь говорит, что ее нет дома, когда оно сидит на кухне. Не нужно наказывать детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась нам, ставила нас в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам, приучение к лицемерию и притворству.

Если взглянуть на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, встало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда склоняются его желания. И даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку, — почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В нашит дни если мы пытаемся вести христианскую жизнь нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить нашу душу и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинение самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состояния искушения, то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения и вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?… Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения, его научат многим неправильным точкам зрения и идеям.

Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в современном образовании. Родители должны знать какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом Мире — это в различных формах обучение Безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться.

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениями грубого ритма «рока», современной псевдомузыки в той мере в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, очищает душу и подготавливает ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии. Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно служить в жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» этого века. Одна из проблем, стоящих перед воспитанием состоит в том, что детям не прививают больше чувство истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают большей возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда мы это замечаем, нам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто восстал против Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям [1:468-473].

В общем, человек хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в Росси почти всегда имеет религиозное христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в битве против духа мира сего нужно использовать лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире указывает на Бога и Православие.

Поэтому на родителях лежит огромная ответственность в воспитании детей в духе Веры Христовой. Нельзя упускать никаких мелочей в деле воспитания, надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения, не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.