Смекни!
smekni.com

Использование сказки в коррекции отклонения в поведении младших школьников (стр. 5 из 6)

Как относится писатель к Серой Шейке, Лисе, Зайцу, Старой утке? Как вы узнали это?

В каких сказках вы уже встречались с такими животными? Можно ли назвать это произведение сказкой? Почему?

Обобщая ответы детей, мы помогли им увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Ученики были подведены и к следующему итогу: жизнь природы, перемены в ней осенью, зимой писатель рисует правдиво, а историю уточки рассказывает как сказку.

Таким образом, организация наблюдений над изображением жизни природы предполагает следующие условия:

активизацию личного опыта учащихся и их впечатлений от природы

четко определили детали, составные части пейзажа, так как конкретность мышления детей не терпит неопределенных картин

обращали внимание на словесное оформление пейзажей, отдельные слова текста становятся опорно-ключевыми в воссоздаваемой картине

определяли настроение описания природы (печальные осенние дни, торжественно-прекрасная ночь, таинственно-мрачный лес).

Формирование интереса к изображению природы в литературном произведении обогащает маленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание к неразумным, беззащитным, слабым существам проявляется тем сильнее, чем полноценнее художественное восприятие этих произведений, чем ярче читательские образы.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

А. Гайдар "Горячий камень"

Литературное развитие-процесс длительный и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках чтения. Это движение обусловлено активностью мыслей и чувства, памяти и воображения, степенью наблюдательности и общим речевым развитием читателя. Однако учащиеся младших классов имеют ограниченный круг жизненный и художественный впечатлений, язык их беден, эмоциональный их опыт недостаточен. Именно поэтому в начальных классах восприятие произведения происходит чаще всего на уровне его сюжетно-событийной основы, с наивной верой в подлинность героев и происходящих с ними событий. Тем не менее практика показывает, что уже с первых лет обучения, основываясь на искреннем доверии детей к автору, можно начать формирование творческих, "талантливых", по определению С. Маршака, читателей. Конкретность мышления младших школьников, естественная потребность расширить свои впечатления об окружающей действительности дают возможность оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствовать обогащению новыми эстетическими и нравственными чувствами.

Вся работа со сказкой строится на выявлении и осмыслении авторской оценки сказочных событий. Впрочем, сказочными они могут быть названы достаточно условно, во всяком случае на первый взгляд. Как важно помочь детям увидеть это чудо, понять его особый, одновременно сказочный и жизненный смысл. В противном случае от сказки ничего не останется, кроме фабулы. А сказка очень мудра.

Мы попытались донести до второклассников мудрость гайдаровского "Горячего камня".

Вначале мы предложили детям вдуматься, что же в заглавии убеждает читателей в том, что перед ними именно сказка. А затем дали возможность учащимся внимательно прочитать и осмыслить 1-ю и 2-ю части сказки: представить себе старика сторожа, Ивашку Кудряшкини, выделить то, что особенно поразило в их внешности, поведении, осознать авторскую оценку этих персонажей. Тем самым второклассники получили персональные представление о героях и о событии, столь печальном для Ивашки, которое послужило своеобразным толчком к появлению волшебного камня, совершившего чудо. Какое?

Дальнейшая работа строилась следующим образом, чтобы ученики смогли найти ответ на этот непростой вопрос. Перед чтением вслух 3-й части перед учащимися была поставлена проблемная ситуация: "Почему горячий камень встретился на пути Ивашки именно тогда, когда ему было горько и стыдно?" Дети при чтении почувствовали, что появление волшебного камня не случайно. Горячий камень - это своеобразное испытание для Ивашки, а позже для сторожа, рассказчика и всех людей. Учащиеся внимательно вчитывались в описание волшебного камня, в удивительную надпись на нем и пытались понять, какие же чувства пробудил этот камень у нашего героя: радость ли, облегчение ли в тот самый момент, когда ему было горько и стыдно.

В итоге всей работы учащиеся отвечали на такие вопросы:

Какое же чудо совершилось с помощью горячего камня здесь на горе?

Кто же главный герой в этой сказке?

О чем мог думать старик, предлагая Ивашке оставить камень на виду?

Почему автор назвал сказку "Горячий камень"?

Вот как ответили учащиеся на некоторые из этих вопросов:

"Камень сделал Ивашку добрее и умнее и помог всем людям по-другому взглянуть на себя"; "Я думаю, если бы не было горячего камня, Ивашка не знал бы, как старику помочь. В сказке просто не было бы волшебства"; "Сказка называется так потому, что в ней главное лицо - камень. Он такой яркий, голубой, красивый. И горячий"; "Главную роль здесь играет горячий камень. Если бы камень был холодный, он бы делал зло, а не добро. И потом, если бы он был холодный, Ивашка бы не обратил на него внимания".

Анализ данных ответов свидетельствует о том, что мы выбрали верное направление работы со сказкой, сконцентрировав основное внимание на волшебном камне, его удивительных свойствах. Чудесный предмет в сказке не сказал ни слова, но чудо все же свершилось при его помощи и участии. Оно не лежит на поверхности, поэтому тем более важно вскрыть его, понять особый нравственный и социальный смысл этого чуда. Именно по такому пути мы и пошли при анализе сказки, поэтому и сумели помочь второклассникам понять, почувствовать, как мудра и умна эта сказка, вызвать у них живой эмоциональный отклик.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.

Ненецкая сказка "Кукушка"

Сюжет этой сказки на первый взгляд прост. Мать любила своих детей и все делала для того, чтобы им жилось хорошо. Но когда сама заболела от тяжелой работы, дети не подали ей даже воды. Вот и обратилась она в кукушку, покинула своих ленивых, эгоистичных детей навсегда.

Впрочем, так ли прост сюжет? Нет. Если прочитать сказку внимательнее, то можно почувствовать, понять, что значительно глубже, сложнее. В "Кукушке" есть очень непростой, суровый подтекст. Он по вине матери, которая, любя своих детей, постоянно заботясь о них, в своей занятости забыла о главном: их с детства надо готовить к взрослой жизни, к труду, иначе они не смогут достойно прожить эту нелегкую жизнь. Поняв это, мать ужаснулась. Она решила искупить свою вину и обратилась в кукушку. Оставила любимых детей навсегда в надежде на то, что они уже достаточно взрослые, чтобы суметь выжить, не ожесточатся, а станут добрее, умнее, серьезнее. Сказка не говорит, выдержали ли дети испытание матери. Но она дает понять и почувствовать, что это испытание стало для них подлинным потрясением. Вряд ли они теперь будут легкомысленными и беззаботными. Для детей наступила иная жизнь, и от них, только от них зависит, какой она будет.

Конечно, трудно донести до второклассников эмоциональный контекст, но мы были уверены, что в таком возрасте уже возможно глубокое почтение и скупой по своим выразительным средствам сказки, тем более что произведением этого жанра на уроках уделялось особое внимание.

При чтении и анализе "Кукушки" ученики пытались разобраться, кого же им по настоящему жалко, за кого они особенно переживали, почему. В процессе этой работы учащиеся все более проникались уважением к матери, ласковой, доброй, заботливой, трудолюбивой, беззаветно любящей своих детей, очень сдержанной. И надо было видеть, как учащиеся осуждали этих детей, эгоистичных, ленивых, беззаботных, равнодушных, капризных и жестоких (даже воды не подали больной матери, да еще засмеялись при этом!).

На наш вопрос о том, как так случилось, почему дети выросли такими бездельниками, они задумались, а потом ответили: "Мать очень заботилась о них. Она не заставляла их работать, все делала сама".

Эти размышления учащихся послужили источником для их дальнейших раздумий. Ученики, вчитываясь в детали, предположили, что мальчику стало страшно, когда он увидел, что мать превратилась в птицу, поэтому он зовет своих братьев: "Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!"

Учащиеся, только что осуждавшие детей за жестокое отношение к матери, проникаются к ним сочувствием. И это естественно. Они невольно ставят себя на место братьев. Каково им теперь без матери? Наверное, очень трудно. А матери, каково оставлять детей? Тоже нелегко. Ведь приходится от сердца отрывать самое дорогое. Так сказка наводит на серьезный разговор о жизни, об ответственности людей друг перед другом, о цене жестокости, равнодушия, беззаботности и о цене всепоглощающей любви. Заканчивается урок на высоком эмоциональном подъеме словами учителя: "Спешите делать людям добро! Берегите матерей!"

Подобные уроки - результат бережного и внимательного отношение к произведениям сказочного жанра. Учитель только тогда может живо и интересно провести работу с текстом сказки, когда он осознанно учитывает особенности данного типа сказки и выбирает в связи с этим необходимые формы, методы и приемы анализа, продумывает содержание беседы. Главное - проникнуть в глубину сказочного мира, а не скользить по его поверхности.

Обобщая ответы детей, мы помогли им увидеть сказку в очеловеченных персонажах. Приемы работы могут быть и иные, но важно их подчинить намеченным выше задачам, например:

Составление картинок к отдельным частям произведения. Предлагается подобрать краски, объяснить их выбор.

Сопоставление с другой сказкой, Учащиеся приводят примеры из сказок.

Инсценировка или чтение в лицах. Работа эта требует выяснение состояния, настроения персонажей.

Таким образом, это обогащает маленького читателя не только эстетически. Чуткость ко всему живому, сочувствие, сострадание, проявляется тем сильнее, чем полноценнее художественное восприятие этих произведений, чем ярче читательские образы.