Смекни!
smekni.com

Методика преподавания литературы Борзякова (стр. 4 из 8)

Задание. А что касается переносного, то он связан с трагедиями жиз­ни и бессмертием высокого человеческого духа, с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случи­лось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло». Покажите как.

- Какие слова свидетельствуют о том, что в стихотворении речь идёт и не столько о журавлях, сколько о людях?

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Заболоцкого.

План-конспект изучения драматического произведения.

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. (8 класс)

Цель: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ со­держания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Наглядность и оборудование: демонстрационный материалы по литературе для VII класса. М., «Просвещение», 1971; диафильм «А.С.Пушкин»; Художественный текст любого издания.

Ход урока.

На уроке рассматриваются I и II главы повести «Капитанская дочка».

I. Проверка домашнего задания.

5-6 учащихся читают сочинения - миниатюры, остальные дают свою оценку, определяют достоинства и недостатки.

П. Слово учителя.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи этапы духовного становления молодого человека, на жизненном мути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).

«Капитанская дочка» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении сущест­вуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, се­мейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимо­отношений героев с изображением исторических событий. Все изображен­ные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

III. Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII –картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV - роль развернутого эпилога.)

- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?

- Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

- Итак, что пришлось испытать Петруше в это время?

Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презре­ние к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, кото­рое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением су­дить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драть­ся на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная пута­ница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

- А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в ирони­ческой форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбург­скому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на дере­венском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не­предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные за­машки, но вместе с тем прямоту и честность).

- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогаще­ние его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпи­зоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым», так как мечта о веселой, безза­ветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуть­ся в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родитель­ского дома).

- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пья­ницу.

- А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким по­клоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу доброде­тель. Век не забуду ваших милостей»).

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий
ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, дру­гая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гри­нева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и ува­жение к человеку, к достоинству. А человеку холодно...И если мы безраз­лично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).

-Что такое милосердие? Милосердны ли вы?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)

-А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, навер­ное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений, чувств героев повести.)

Домашнее задание.

1.Прочитать главы III - V.

2.Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания.

3.Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости, общение с «добрым семейством» Мироновых, занятии литературы, любовь.к Марье Ивановне? (устно ответ)

4.Над чем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев - рассказчик, вспоминая свои детские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости? (дать письменный ответ).

План-конспект изучения эпоса.

Русская старина. Народные песни. (8 класс)

Цель: народные песни как жанр фольклора, дать понятие об обрядо­вых и необрядовых песнях.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, само­стоятельная работа учащихся, сообщения.

Словарная работа: фольклор, обрядовые и необрядовые песни, образ - символ, импровизация.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом вы можете убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы

быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины нам рассказывают многие художественные произве­дения, памятники древности - сохранившиеся храмы, монастыри, руины исторических построек и многое другое. Не зная истории прошлого нельзя познать настоящее.

Мы с вами в 5 - 7 классах знакомились со многими сказками, былина­ми, загадками, пословицами, поговорками.

II. Работа по учебнику

В вашем учебнике есть удивительный очерк А.Н. Толстого Земля «Оттич и Дедич» (заранее подготовленный ученик читает очерк).

-О каком главном наследии прошлого говорит А.Н. Толстой?

-Как вы думаете, какова цель написания этого очерка?

-Докажите, что фольклор выполняет не только развлекательную, но и воспитательную роль, отражает новый ум, смекалку, нравственное самосознание (гордость, чувство собственного достоинства).

III. Роль народной песни в русском фольклоре.