Смекни!
smekni.com

Методика преподавания литературы Борзякова (стр. 5 из 8)

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Звучат песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабки­ной (на усмотрение учителя).

- Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

(Они жизненные, напевные, задевают душу человека, текст и музыка непрерывно связаны между собой, так как выражают чувства, мысли, на­строение народа).

IV. Сообщение учащегося о народных песнях.

Ученики в тетради составляют краткие тезисы и ответы на вопросы:

-В чем покоряющая душу сила народной песни?

-Что является предметом изображения в народных песнях?

-На какие группы делятся народные песни?

-Почему народные песни используются в литературе и других
видах искусства. Приведите примеры.

Слово учителя.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказателями, паломниками, странниками, создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражение в словах и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

V. Сообщения учащихся

1. Слушаем сообщение учащегося о поэтессе, авторе и хранительнице народных песен, плачей простой крестьянке Ирине Андреевне Федосовой (1831-1899) (Материал взят из книги «Читаем, думаем, спорим...», 8 класс). (Учащиеся были тронуты рассказом М. Горького «Вопленица». Они, воз­можно, впервые задумались о красоте, глубине содержания, чистоте народ­ных песен. Из глубине веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях).

2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим...», 8класс).

Учащиеся отвечают на вопросы - размышления, предложенные после рассказа М. Горького:

-Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?

-Почему им захотелось сложить песню?

-О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?

-Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?

-По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

VI. Слово учителя.

Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского - это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на вар­варское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда - воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия - насильствен­ный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.

В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.

Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совмест­ной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).

- Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?

(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь рус­ского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня - произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно ка­кой - либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).

- Назовите обрядовые песни.

(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).

Самая совершенная форма обрядовой песни - русская свадьба, где у каждого из действующих лиц - невесты, жениха, свахи, дружки - свои «ро­ли», создававшиеся народом веками.

VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).

- На какие части условно можно разделить данный текст?

(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).

- Как построена песня с позиции содержания?

(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Ната­шу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, ко­нечно, теперь мне и «милешенек»).

- Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?

(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).

- Какие поэтические особенности в песне можно выделить?

(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених - человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «ба­тюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «по­целует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).

- Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?

(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)

Домашнее задание.

1.Завершить анализ песни.

2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).

3.Индивидуальное задание - сообщение «Русская историческая песня».

План-конспект изучения теории литературы.

Пролог. Жанры. (9 класс)

Содержание урока

1. Чтение «Пролога»:

а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;

б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».

2.Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения:

а)жанры фольклора; работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»;

б)различия фольклора и литературы;

в)общие жанры для фольклора и литературы.

3. Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц).

4. Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»

Домашнее задание (дифференцированное):

1. Жанры фольклора.

2. Литературные жанры.

3. Сказка народная и литературная.

4. Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература?

5. Составить памятку-схему «Приметы жанра...»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.

План-конспект изучения драматического произведения.

Мольер. «Тартюф» (9 класс)

Содержание урока

1. Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.

2. Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.

3. Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.

4. Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Два варианта выполнения (по усмотрению учи­теля):

а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;

б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи; приемы и способы создания образов героев, авторское отноше­ние к ним; сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.

5. Просветительский реализм.

Чтение статьи учебника «Просветительский ре­ализм» и ответы на вопросы.

Творческий практикум «Анализ произведения в аспекте художественного метода».

Домашнее задание: прочитать произведения Гёте или Шиллера (по выбору учащихся); написать сочи­нение-размышление «Можно ли считать Митрофа­нушку « вечным » образом? ».

План-конспект изучения лирического произведения.

Русская литература XIX века.

«Золотой век» русской литературы.

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (9 класс)

Содержание урока

1. Слово учителя: «Золотой век» русской литера­туры». «Первый ряд» русских писателей: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Литература и живопись, литература и музы­ка. Традиции русского фольклора, древнерусской, духовной и зарубежной литературы в литературе XIXвека.

2. Пушкин— «начало всех начал». Поэтическое завещание поэта — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

3. «Медленное чтение» стихотворения.

Прокомментируйте (объясните) эпитеты: «неру­котворный» (памятник), «непокорная» (глава), «заветная» (лира), «подлунный» (мир), «добрые» (чувст­ва), «жестокий» (век)...

Выделите главное, несущее идею слово (словосоче­тание) в каждом четверостишии («нерукотворный», «не умру», «Русь великая», «добрые», «веленье Божие»).

Какой смысл вкладывает Пушкин в слова «пад­шие» и «равнодушно»?

4.Сопоставление пушкинского стихотворения с одой Горация, произведением Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Памятником» Державина.

Домашнее задание: чтение романа Пушкина «Ка­питанская дочка» (главы 1—5).

Конспекты методистов.

Литература в школе, № 3, 1995.

Н. Н. КОРОЛЬ, М. А. ХРИСТЕНКО Пророческое слово Андрея Платонова.

Постижение стиля. XI класс

Научить учащихся читать произве­дения А. Платонова — задача чрез­вычайно сложная. Каждая фраза писателя, каждое слово-«мыслеобраз» отражает изнутри тот насильст­венный революционный процесс преобразования жизни, который на­иболее адекватно и полно выразился в его слоге — этом удивительном сплаве «прекрасного косноязычия», «неправильной гибкости», «речи обыденной, газетной, лозунговой, плакатной, бюрократического канцелярита, агитационного штампа, той неорганизованной словесной сти­хии, которая ворвалась в язык вместе с ломкой прежних общественных отношений».