Смекни!
smekni.com

Музыка и развитие мыслительной деятельности дошкольников (стр. 4 из 5)

Перед исполнением знакомой музыки или песни следует иногда предложить детям угадать, что будет исполнено. Усвоение текста некоторых песен трудно для детей; в таких случаях воспитатель предварительно рассказывает содержание песни или полностью читает текст, особенно если песня дается в патефонной записи. Часто слушание музыки дается в связи с рассказом. Вот пример такого занятия, проведенного в средней группе Красовской (Ярославль).

В старших группах некоторых детских садов при проведении слушания музыки играются произведения одного композитора, детям показывают его портрет, кратко рассказывают некоторые интересные факты из его жизни, преимущественно из детства. Так были проведены концерты, посвященные столетию со дня рождения Чайковского, концерт, посвященный Бетховену, Римскому-Корсакову. Очень нравится детям концерт-загадка, например:

«Угадай, на каком инструменте играют». Для такого концерта подбирается соответствующая музыка: так, при использовании патефона ставят такие пластинки, как народная мелодия «Во саду ли в огороде» (секстет домр), «Марш», музыка Р. Глиера (квартет баянистов), полька «Бродячие музыканты» (ансамбль ксилофонистов).

Прослушав произведение, дети обычно делятся впечатлениями с товарищами, воспитателем, музыкальным работником. Но случается, что они так поглощены услышанным, что по окончании музыки наступает тишина - дети молчат. Слова в этот момент могут нарушить впечатление, полученное от музыки, и воспитателю не следует непременно добиваться того, чтобы дети высказывались. Однако молчание детей может происходить и по другой причине: именно оттого, что музыка оказалась трудна для детского восприятия.

Иногда высказывания детей бывают далеки от настоящего содержания музыки; в таком случае воспитатель или музыкальный работник обращает внимание детей на содержание и характер музыки. Уточнив детские впечатления, следует еще раз проиграть музыкальные произведения. Иногда музыка вызывает у ребенка потребность в движениях: например, слушая веселую музыку, дети хлопают в ладоши, прыгают. Если эти движения не мешают ребенку воспринимать музыку, а наоборот, как бы дополняют и углубляют ее восприятие, воспитатель допускает их[14].

Обычно следует проводить слушание музыки без последующего разбора, так чтобы дети воспринимали ее непосредственно. Но иногда можно разобрать с ними музыку после того, как они ее прослушают. Разбор состоит в том, что дети определяют характер музыкального произведения, его частей, отдельных средств музыкальной выразительности (сила звука, высота).

Учитывая положительное влияние слушания музыки на детей, следует возможно больше расширить рамки этой работы даже в детских садах, где нет музыкального работника или воспитателя, играющего на каком-нибудь инструменте. В таких случаях можно приглашать баяниста, пользоваться компьютером, DVD-проигрывателем, музыкальным центром, магнитофоном, детскими радиопередачами.

Некоторые воспитатели пренебрежительно относятся к компьютеру, плохо умеют работать с аудио-дисками. Компьютер портативен, воспитатель может им пользоваться в любое время; с помощью интернета дети имеют возможность познакомиться с музыкой в различном исполнении, слушать сольное, хоровое пение, различные музыкальные инструменты (баян, скрипку, виолончель, рояль), духовой и симфонический оркестры, оркестр народных инструментов. Здесь существует еще одна особенность, что можно не только прослушать музыку, но и дать детям возможность познакомиться с видеоклипами, посмотреть манеру исполнения песен, познакомиться с музыкальными исполнителями воочию.

При проведении слушания музыки с помощью компьютера или DVD-проигрывателя воспитатель усаживает детей полукругом, а стол с компьютером ставит против них, чтобы все видели монитор и видеоизображение.

В жизни детей большое значение имеют радиопередачи. По радио дети слышат артистов, мастеров слова, певцов, музыкантов. Радио способствует обогащению речи детей, развитию музыкального слуха, вкуса, творческого воображения.

При организации просмотра детских музыкальных передач надо, прежде всего, обеспечить хорошую слышимость и видимость. Перед началом просмотра дети размещаются полукругом перед телевизором или компьютером, чтобы лучше видеть и слышать. Это помогает сосредоточить внимание. Воспитатель объявляет детям, о чем будет передача. Он должен знать детские музыкальные программы, только тогда можно выбрать программу, подходящую для данной группы детей.

Некоторые воспитатели требуют от детей полной тишины во время передачи. Если они негромко выражают свои впечатления и делятся с товарищами, их не следует останавливать.

Слушание музыки проводится на музыкальных занятиях, а также во время свободных занятий, творческих игр, если это уместно по ходу игры. Нередко малыши несут воспитателю книжки, картинки и просят: «Спой про лошадку, спой про куклу, про птичку». Воспитатель может это удачно использовать. Вот примеры из жизни старшей группы.

Придя в детский сад после выходного дня, дети собрались возле воспитательницы и стали один за другим рассказывать о том, что они видели, что делали дома. Одна девочка сказала, что была с мамой в клубе и видела там, как плясали под мелодию «Полянка». «Покажи, как они плясали», - предложила воспитательница и поставила диск с этой мелодией в исполнении баянистов. Сначала все послушали музыку, затем девочка исполнила пляску, вскоре к ней присоединились и другие дети.

А вот пример из практики воспитательницы Ю. Невелынтейн (Санкт-Петербург).

Во время завтрака на веранде из лесу донеслось кукование кукушки. Воспитательница прислушалась и запела знакомую детям песню «Там вдали за рекой». Ранней весной, когда земля была еще покрыта снегом, воспитательница принесла в группу первые подснежники. Она вынула один цветок, держа его за стебелек, и, покачивая, показала детям. «Как колокольчик», - замечает Витя. «А вы послушайте, как он звенит и что говорит», - произносит воспитательница и поет притихшим детям последнюю фразу из песни Гречанинова «Подснежник»; «Я вижу, погода тепла и ясна, скажите, ведь, правда, что это весна!».

Элементы слушания музыки встречаются во всей музыкальной работе: и в пении, и в движении под музыку. Перед тем, как начать разучивание песни, воспитатель предлагает детям послушать ее.

В средней и старшей группах, когда дети приобрели уже некоторый навык слушать музыку и могут более длительно сосредоточивать внимание, можно устраивать слушание музыки в виде концерта. В таком концерте исполняется несколько музыкальных произведений, из которых одно - два инструментальные, остальные вокальные. Обычно дается одна новая вещь, которая повторяется как на данном занятии, так и на последующих занятиях. Знакомые произведения можно исполнять по выбору и желанию детей. Систематически и правильно проводимое слушание музыки в детском саду поможет детям лучше воспринимать и понимать музыку.

Заключение

Умственное развитие- это совокупность качественных иколичественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Умственное воспитание - планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни - формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Особая роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания, раздвигая горизонты последнего.

Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, внимания, ориентировки в окружающем, обогащения разнообразными впечатлениями. Осуществляется оно в процессе игр-занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми (при умывании, одевании, кормлении и т.д.).

На первом году жизни малыша воспитатель показывает ему новые действия и называет их. Но со второго года и в дальнейшем при обучении ребенка показ и объяснение приобретают ведущее значение.

В процессе умственного воспитания детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребенку мир вещей и явлений.

На основе практических действий внутри процесса предметно-то восприятия начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются1 память, внимание, подготавливается почва для развития речи.