Смекни!
smekni.com

Музыка и развитие мыслительной деятельности дошкольников (стр. 5 из 5)

Начальные проявления мышления относятся к концу первого - началу второго года жизни, когда малыш осваивает практические действия, направленные на достижение цели и основанные на выявлении элементарных связей между объектами.

В процессе обучения предметным действиям осуществляется не только его сенсорное развитие - у него формируется мышление.

Детей второго года обучают действиям с предметами-орудиями: кормить ложкой или причесывать гребешком мишку, куклу. На третьем году детям рекомендуют давать игрушки, имитирующие орудия труда: молоток, которым забивают колышки в песок или втулки в отверстия скамейки, грабельки для сгребания листьев, лопатки, совки для песка. И в дальнейшем практическая деятельность активно влияет на развитие более высоких уровней обобщения и суждения детей (А. А. Люблинская, А. К. Матвеева, В. В. Гербова и д"р.). Так, в процессе дидактических игр с куклой и атрибутами к ней дети третьего года жизни учатся группировать предметы под обобщающим словом посуда, одежда. Участвуя многократно в кормлении птиц и кролика, они делают вывод: «У всех птичек есть клюв. Все птички клюют», «Кролик морковку грызет, а конфету не любит».

Не менее важно для умственного развития ребенка совершенствовать его память, внимание, хотя они носят в раннем возрасте непроизвольный характер. Например, в первые месяцы жизни развивают зрительное и слуховое сосредоточение на показываемую игрушку, на ласковый разговор воспитателя, звуки музыкального инструмента. На втором году добиваются, чтобы дети проявили сосредоточенность, внимание до того, как увидят предмет, ориентируясь на установку воспитателя: «Посмотрим, что у нас в мешочке»; или: «Послушаем, кто к нам пришел». В конце второго, на третьем году жизни с помощью наглядно-действенного обучения важно формировать у детей все компоненты внимания. Тогда малыши будут способны не только слушать объяснения, следить за показом, но и удерживать внимание на том, что нужно построить, нарисовать и слепить. Это помогает им добиться результата. Так постепенно в процессе обучения роль речевых воздействий на ребенка значительно возрастает.

Воспитание и обучение в раннем возрасте осуществляются в основном в процессе индивидуальной работы с детьми. Вместе с тем на втором году дети привыкают играть и заниматься небольшими группами. Фронтальное обучение вводится только после трех лет.

Развитие детей может быть успешным лишь в случае, если активность воспитателя и ребенка обоюдна. Поэтому следует планировать не только сообщение знаний, но и то, как ребенок сможет проявить активность в движениях, речи, действиях. Необходимо следить, пользуется ли малыш в самостоятельной деятельности умениями, которые у него сформировались на занятиях. Добиться от детей раннего возраста нужной активности в самостоятельной деятельности достаточно трудно.

Слушание музыки - одно из основных средств эстетического воспитания. Оно должно занимать большое место в работе с детьми дошкольного возраста. С помощью слушания музыки воспитатель поднимает у ребенка интерес к музыке, развивает любовь к ней, повышает его восприимчивость. Дети приучаются сосредотачивать свое внимание, слушать и понимать музыку. Умело подбирая музыкальные произведения для детей, можно создать у них соответствующее настроение, внести успокоение.

Систематически и правильно проводимое слушание музыки в детском саду поможет детям лучше воспринимать и понимать музыку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема умственного и эстетического воспитания занимает важное место в дошкольном образовании. Поэтому система дошкольного образования должна постоянно совершенствоваться, чтобы быть более эффективной.

На развитие теории и практики музыкального воспитания дошкольников в нашей стране оказали значительное влияние взгляды ведущих педагогов и психологов России В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева. Они создали теоретическую основу для построения системы музыкального воспитания в советский период, но их идеи звучат весьма актуально и сегодня. Поэтому знакомство студентов с вопросами музыкального воспитания в психолого-педагогической теории является одной из основных тем курса истории музыкального воспитания музыкальных руководителей.

Одним из первых заговорил о необходимости систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста В. М. Бехтерев. В своих работах, посвященных этому периоду детства, он писал о том, что именно период «первого детства» является самым благоприятным для развития внимания, ощущений, чувственной сферы. Вот почему главной целью музыкального воспитания должно быть развитие музыкального слуха ребенка в пении и слушании музыки. Должны также соблюдаться два основополагающих принципа музыкального воспитания детей: учет реакции со стороны ребенка и соблюдение строгой соразмерности в музыкальных впечатлениях. В. М. Бехтерев одним из первых поставил и вопрос о создании «детской воспитательной музыки». Он полагал, что правильно организованное музыкальное воспитание позволяет детям приобрести навыки в сфере чувств, ума и воли, поэтому от детальной разработки вопросов музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.

Библиография

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании . - Л., 1973.

2. Выготский , Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский .- М. : Смысл: Эксмо, 2004.

3. Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе .- 2003 .- N 5. - С. 49-52 .

4. Казакова С. В. Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование .- 2005 .- N 1. - С. 75-85 .

5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов дошкольн. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. - М : Издат. центр "Академия", 2000.

6. Парамонова Л. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание .- 2003 .- N 3. - С. 65-67 .

7. Ратанова Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание .- 2006 .- N 8. - С. 80-88 .

8. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие .- 5-е изд., стереотип. - М : ACADEMIA, 2001.

9. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч . - М., 1953 . - Т. 1.

10. Чечина С. Н. Дошкольный музыкально-педагогический театр в нравственно-эстетическом воспитании детей // Искусство и образование .- 2005 .- N 6. - С. 46-59 .

11. Штанько И. Художественное воспитание дошкольников Обзор программ // Искусство в школе .- 2001 .- N 4. - С. 13-14 .

12. Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада / ; Под ред. Н.А.Ветлугиной .- 2-е изд., перераб. - М : "Просвещение", 1985.


[1] СМ также: Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании.- Л., 1973.- С. 113.

[2] Парамонова Л. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление // Дошкольное воспитание .- 2003 .- N 3. - С. 66.

[3] Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов дошкольн. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. - М : Издат. центр "Академия", 2000 .- С. 56.

[4] Ратанова Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития // Дошкольное воспитание .- 2006 .- N 8. - С. 80.

[5] Стетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада / ; Под ред. Н.А.Ветлугиной .- 2-е изд., перераб. - М : "Просвещение", 1985 .- С. 37.

[6] Выготский , Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский .- М. : Смысл: Эксмо, 2004 .- С. 98.

[7] Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учеб. пособие / Г.А. Урунтаева .- 5-е изд., стереотип. - М : ACADEMIA, 2001 .- С. 92.

[8] Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1953. -Т. 1.- С. 324

[9] См.: Чечина С. Н. Дошкольный музыкально-педагогический театр в нравственно-эстетическом воспитании детей // Искусство и образование .- 2005 .- N 6. - С. 48.

[10] Штанько И. Художественное воспитание дошкольников: Обзор программ // Искусство в школе .- 2001 .- N 4. - С. 13.

[11] Жавинина О. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе .- 2003 .- N 5. - С. 49-52 .

[12] Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной .- 2-е изд., перераб. - М : "Просвещение", 1985 .- С. 11.

[13] См.: Казакова С. В. Проблема воспитания умственно-активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование .- 2005 .- N 1. - С. 77.

[14] Эстетическое воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной .- 2-е изд., перераб. - М : "Просвещение", 1985 .- С. 15.