Смекни!
smekni.com

Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет (стр. 4 из 10)

Мотивация задания и непросто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не ксамостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важноеусловие творческой активности ребенка на занятии.

Б.М. Теплов говорил оважности и трудности обеспечения эффективной мотивации. Он особое вниманиеобращал на искренность, как главное условие, которое надо обеспечить в детскомтворчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено,смело, комфортно. Это возможно, если на занятии и в самостоятельнойхудожественной деятельности детей царит атмосфера доверительного общения,сотрудничества, веры в силы ребенка, поддержания его при неудачах.

Еще одно условиеразвития творчества детей – это комплексное и системное использование методов иприемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения,создание проблемных ситуаций, выполняющих задачу, и отсутствие готовы средствдля их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальныхособенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения.

Названные условияразвития детского творчества прекрасно создаются в процессе занятий в клубах поинтересам, организации досуговой деятельности детей.

Важным условиемразвития творчества ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой итакой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразнуютворческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующиймомент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго дообучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повеситьазбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннемуовладению чтением.

Чрезвычайно важное,условие эффективного развития творчества вытекает из самого характера творческогопроцесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, чтоспособности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человекдобирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимаетэтот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легчевсего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесспознания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытомвзрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматьсятворчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно ибез предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему этоделать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родителине должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок можетрешить эту задачу сам.

Четвертое условие успешногоразвития творчества заключается в предоставлении ребенку большой свободы ввыборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий однимкаким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес,эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжениеума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставлениеребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую,умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешногоразвития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободуво вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка -распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она тольковредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что длятворчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличиесвободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческихспособностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенкаиз творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулироватьребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться дажек странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обиходазамечания и осуждения.

Но созданиеблагоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческимпотенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчествоизначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободносамовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не вседети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческуюактивность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), еслиподобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряясвоеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем ихнеобученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярныдетские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведетсяеще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надоне вызывает сомнений.

Воспитание творчествадетей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собойцеленаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогическихзадач, направленных на достижение конечной цели.

1.4Характеристика творчества детей 5-6 лет

Накаждом этапе развития ребенка происходят значительные изменения не только вплане физического, но и творческого развития.

Изобразительнаядеятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем,что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки,укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошлизначительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способностьк запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлятьзрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характераизображения — оно становится более четким.

Опыт ребенка ввосприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого годажизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции.Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки,его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьмистаршей группы, свидетельствуют об их творчестве.

Детистаршей группы, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, алишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы вытягиванияи прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это можно тем, что, содной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся как можно скорее дополнить егонеобходимыми деталями, чтобы фигурка была похожа на изображаемый предмет; сдругой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки(наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, еестроения со всеми особенностями ребенку недоступно.

Всвоей лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, который они наблюдали сами илипод руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в передачепропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие ноги уфигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части междусобой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать длинуног, рук по отношению к туловищу.

Извыразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая еестекой (углубленный рельеф) или накладыванием на поверхность мелких кусочковсоленого теста. Подобное стремление ребят определяет их изобразительнуюдеятельность как образную, говорит об их желании выполнить предмет таким, какойон есть. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто увлекаются ихобъемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши,рот, чешую у рыбы — в виде расплющенных округлых форм.

Всвязи с тем, что ребята данного возраста не стремятся тщательно отработатьформу, во время занятий у них остается время на лепку других или однородныхпредметов. Особенностью работ, получающихся у пятилетних детей, являетсянедостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплятьголову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальныхуказаний воспитателя они делают это более тщательно. В лепке из соленого теста,скрепление деталей происходит после того как нужную деталь смачивают водой припомощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление деталей между собой.

Немалуюроль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различнымиспособами изображения, которым дети научились во время занятий. Так, ребятаконструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, какони начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этотспособ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу.Пятилетние дети уже могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; приэтом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.

Такимобразом, мы видим, что творческие возможности 5-6 летних детей шире, чем удетей средней группы. Они уже владеют многими способами лепки, умениемиспользовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнениепредмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявлениябольшей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использованиивыразительных средств.