Смекни!
smekni.com

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси (стр. 10 из 12)

К.И.Тихомиров стремился осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он ввел внеклассное чтение, собеседования по прочитанным книгам, экскурсии. Выступал за расширение содержания образования и ввел предметы естественного цикла (ботаника, зоология, минералогия), древнюю, среднюю и новую историю. Исключил обязательное чтение Евангелия перед первым уроком. Природоведение и географию считал важным средством борьбы с суевериями и предрассудками. Отстаивал и популяризировал важные дидактические правила: всякое обучение начинать с изучения уже известных фактов; переходить к неизвестному только тогда, когда ученики уже хорошо разобрались в предшествующем учебном материале, поняли его и усвоили; на уроке всякое "неумеренное разнообразие и однообразие притупляют внимание, вызывают рассеянность" и поэтому учителю нужно воспитывать в себе чувство меры. Критиковал постановку изучения природы только по книгам, путем словесного обучения, решение проблемы наглядности в преподавании географии только с помощью одной карты. Чтению и письму рекомендовал обучать одновременно, долго не задерживая учеников на написании элементов букв.

Адам Егорович Богданович (1862-1940). Прогрессивный педагог, этнограф, фольклорист, лингвист, критик; отец известного белорусского поэта Максима Богдановича. К его наиболее известным педагогическим статьям относятся: "Педагогические воззрения белорусского народа" (1886) и "Школьная страда" (1894). В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал догматизм в преподавании, отрыв учебного дела от воспитательной работы, бюрократизм иформализм во всей системе народного образования. Резко выступал против бессмысленной зубрежки и был убежден, что только сознательное усвоение знаний учащимися является условием их прочности и успешного обучения. Он считал, что каждый учебный предмет имеет не только образовательное, но и воспитательное значение, так как дает материал для формирования мировоззрения, базируется на научном освещении природы и общества.

Страстный патриот своей родины, А.Е.Богданоеич считал воспитание любви к Отечеству неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества, художественная и историческая литература. Большое внимание уделял А.Е.Богданович педагогическому мастерству учителя. Предъявляя к учителю высокие требования, он придерживался правила: "каков учитель, такова и школа". Он подчеркивал, что успехи учащихся зависят от преподавателей, "от степени их подготовленности к своему делу, от их талантливости как педагогов, от умения преподавать". Требовал от учителя широкой эрудиции, знаний из разных областей науки, придавал большое значение авторитету и личному примеру учителя, считал, что учитель обязан творчески относиться к педагогической деятельности.

Федот Андреевич Кудринский (Богдан Степанец - 1867-1933). Педагог-исследователь, историк, этнограф, писатель, публицист, активный участник общественно-педагогического движения в Беларуси в начале XX в. Работал в Несвижской учительской семинарии преподавателем русского языка и словесности, в Вильно работал в Центральном историческом архиве, преподавал русский язык и педагогику в Мариинском высшем женском училище. После Октябрьской революции работал в Ленинградской библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Издал учебное пособие "Курс новой литературы в органически-конспективном виде" (1913) и ряд педагогических статей: "О воспитании и обучении'1, "Педагогическиеразговоры"', "О практических уроках в учительских семинариях" и др.

Под псевдонимом Богдан Степанец выступал с рядом критических статей по проблемам подготовки народных учителей. Писал о том, что перегруженность учебных планов, формализм в обучении и в обращении педагогов с учащимися приводят к "консервации умов". Лучшим средством воспитания считал патриотизм, в основе которого - осознание тесной связи с народом и языком. Высоко ценил воспитательное значение родного языка и называл его "сердцем народа". Поддерживал и развивал идею воспитывающего обучения, утверждал, что науки и знания имеют огромную воспитательную силу.

Ф.А.Кудринский настойчиво выступал за осуществление всеобщего начального обучения, расширение женского образования, распространение грамотности и естественнонаучных знаний в народе. Предлагал увеличение срока обучения в учительских семинариях до 4 лет, повышение общеобразовательного уровня будущих учителей, вооружение их знаниями достижений педагогики и психологии, широкое внедрение новейших методов обучения. Рассматривал педагогику как постоянно развивающуюся на основе достижений прошлого науку. Написал ряд работ, посвященных анализу педагогического наследия известных русских педагогов.

Дмитрий Антонович Сцепуро (1871 - г. смерти неизв.). Педагог, просветитель, представитель либерального направления в педагогике. Работал учителем Виленского приходского училища (1897-1898), учителем подготовительного класса Несвижской учительской семинарии (1898-1900), инспектором народных училищ Ковенской губернии (1900-1906), директором Рогачевской учительской семинарии (1909-1914), был первым директором Минского учительского института, открытого 21 ноября 1914 г. Впоследствии преподавал в этом институте логику, психологию и педагогику. Написал статьи "Экспериментальная теория обучения правописания в начальной школе", "Педагогическая журналистика", "На каком языке учить е школах Беларуси", "О воспитании ", "Новые веяния в современном воспитании " и др.

Будучи высокообразованным человеком своего времени, талантливым преподавателем и чутким воспитателем, Д.А.Сцепуро придавал большое значение подготовке народных учителей и считал этот вопрос важнейшим в развитии народного просвещения. В Рогачевской учительской семинарии он организовал краткосрочные педагогические курсы учителей начальных школ, воскресную школу по обучению грамоте взрослых. В 1909 г. создал в ней педагогический музей, который сыграл определенную роль в повышении квалификации народных учителей Рогачевского уезда. В семинарии проводились литературно-вокальные вечера, благотворительные спектакли в пользу нуждающихся учащихся. В статье "О воспитании" Д.А. Сцепуро излагает свои взгляды на профессионализм учителя: "Владеть знаниями для преподавания даже при обыкновенных способностях - дело нехитрое.., не так головоломна pi методическая сторона... А вот то драгоценно, но далеко не всегда в наличности: биение особого, учительского пульса, звучание сердечной струны, мерцание педагогического огонька, привязанность к делу, живая связь с питомцами, неотделимость от школы и преданность ей, вдохновенность, педагогический дар, педагогическое призвание...".

Тётка (Алоиза Степановна Пашкевич -1876-1916). Поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ. Считая первостепенной задачей получение образования народом, Тётка боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. Она понимала, что это откроет белорусскому народу путь к образованию, к культуре. Большое значение для достижения этой цели имели ее статьи в защиту народной школы ("Как нам учиться", "Берегите родное слово", "К школьной молодежи"), а также издание молодежного журнала "Лучынка". По инициативе Тётки в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Она искала учителей, собирала детей, сама руководила школьной работой, преподавала на учительских курсах.

Открытие белорусских школ требовало издания книг и учебных пособий на родном языке. Многие учебники, существующие в то время, не соответствовали развитию детей, часто носили схоластический характер. Понимая это, Тётка взялась за создание учебных книг для детей, а в 1906 г. она подготовила и издала книжку на белорусском языке "Гостинец для маленьких детей". Ее следующая книга "Первое чтение для деток белорусов" состояла из оригинальных белорусских текстов для чтения, большинство из которых она написала для этой книги сама. Книга состояла из двух частей. Первая часть была набрана крупными буквами, над каждым словом стояло ударение, чтобы дети учились правильно произносить слова. В ней были помещены небольшие рассказы, басни, сказки, песни, стихи о быте крестьянской семьи, об окружающих предметах и природных явлениях. Во второй части - более сложные рассказы-описания пронизано национальным колоритом, знанием быта и жизни белорусской деревни. Большое внимание уделено трудовому воспитанию, уважению к родителям, воспитанию чувства справедливости.

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич - 1882-1956). Писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, талантливый учитель. Закончил Несвижскую учительскую семинарию. Педагогическую деятельность начал в качестве народного учителя на Полесье. В своей дореволюционной деятельности боролся за демократизацию школы, за расширение прав учителя. За участие в подготовке и проведении нелегального ВЦ съезда учителей Минской губернии (1906) Я.Колас был задержан полицией и отстранен от учительской работы. Находясь под следствием (1906-1908), большую часть времени жил в лесничестве у своего старшего брата, где открыл нелегальную белорусскую школу. В это время написал ряд статей по вопросам педагогики ("Белорусский язык в казенной школе", "О народном учителе", "Уважайте и любите свой родной язык").