Смекни!
smekni.com

Развитие педагогической мысли в России и Беларуси (стр. 8 из 12)

В 1980-1990-е гг. большой вклад в развитие педагогики внесли такие ученые-педагоги, как Ю.К.Бабанский, С.Я.Батышев, Г.Н.Волков, О.С.Богданова, З.И.Васильева, И.Ф.Козлов, В.М.Коротов, Н.В.Кузьмина, Б.Т.Лихачев, З.А.Малъкова, И.С.Маръеико, Л.И.Новикова, А.И.Пискунов, Г.Г.Филонов, М.Ф.Шабаева, Г А.Ягодин и др. В поле зрения их научной и практической педагогической деятельности были проблемы философских оснований педагогики, критериев истины в педагогике, закономерностей и принципов педагогического процесса, оптимизации процесса обучения, повышения уровня профессионально-технического образования, педагогики детского коллектива, совершенствования нравственно-этического воспитания, комплексного характера воспитания, интегративного подхода к процессу формирования личностных свойств и качеств, профессионального становления учителя, развития этнопедагогических знаний, сравнительной педагогики и др.

После распада СССР в 1992 г. новые направления в педагогике стали разрабатывать такие российские ученые-педагоги, как В.И.Андреев, В.П.Беспалъко, Б.М.Бим-Бад, Г.А.Бордоеский, В.А.Караковский, Г.МЖоджаспирова, В.В.Краевский, В.В.Кумарии, Л.И.Маленкова, Л.И.Новикова, П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый, В.А.Сластенин, В.И.Смирнов, Г.И.Шамова, Н.Е.Щуркова, И.С.Якиманская и др. Они исследуют проблемы государственных образовательных стандартов, принципы государственной политики в области образования, обновления содержания образования, инновационных процессов обучения, целостности педагогического процесса, современных методик воспитательного процесса, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, индивидуализации и самоактуализации личности в воспитательном процессе, организационных форм управленческой деятельности, мониторинга образования и воспитания, сравнительной педагогики и др.


5. Развитие педагогической мысли в Беларуси

5.1 Первые письменные педагогические источники на Беларуси (ХП-ХШ вв.) и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв.

История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, передачу исторического и социального опыта последующим поколениям. Народная педагогика является ценнейшим наследием общей культуры белорусского народа. С появлением письменности народная педагогика стала неисчерпаемым источником для официальной педагогики, произведений художественной литературы, в которых затрагивались вопросы воспитания. Педагогические рассуждения имели место в агиографической литературе и, в частности, в "Житии Ефросиньи Полоцкой", учебно-дидактический характер носили произведения К.Туровского.

Ефросинья Полоцкая (1110-1173). Представительница христианского культурно-просветительного движения в Полоцком княжестве. Сведения о ее деятельности дошли до нас с "Жития Ефросиньи Полоцкой". В нем рассказывается о том, что одна молодая княжна с разрешения полоцкого епископа Ильи поселилась в Софийском соборе и начала переписывать книги (священные писания, исторические хроники, летописи, трактаты). Это была Ефросинья Полоцкая. Часть переписанных ею книг шла на продажу, а приобретенные деньги по ее просьбе отдавались беднякам. Ефросинья Полоцкая основала уникальную библиотеку Софийского собора, которая, к сожалению, была утрачена за годы многочисленных войн. Ефросинья мечтала, чтобы перепиской занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта сбылась после основания ею двух монастырей - Спасского женского и мужского. При них она организовала мастерские по переписыванию книг, а также школы для мальчиков и девочек, где они обучались грамоте. Ефросинья объединила вокруг себя талантливых зодчих и живописцев и поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм. Необычная судьба, самоотверженное служение родной земле возвысили Ефросинью Полоцкую над своей эпохой. Православная церковь канонизировала ее и 5 июня отмечает как День ее памяти.

Кирилл Туровский (ок.1130-ок.1182). Древнерусский (старобелорусский) писатель, просветитель, церковный деятель. Родился в г. Турове, который был тогда своеобразным культурным центром. Свою жизнь решил посвятить служению Богу и людям. За годы жизни в монастыре он прославился как ученый-книжник, как человек необыкновенной моральной чистоты. Переселившись в монастырскую башню, перенес туда свою библиотеку и приказал замуровать двери, чтобыне иметь возможности выйти. Несколько лет он провел в молитвах, читал святые книги и писал сам. Жители Турова уговорили Кирилла занять место епископа. Прославился чтением проповедей. За красноречие Кирилла Туровского прозвали Златоустом. До нас дошли его "Слова-проповеди", "Молитвы", "Притчи". Вот как он писал в "Притче о душе и теле" о книге и ее роли в жизни человека: "Сладок медовый сот и хорош сахар, но книжный разум лучше их обоих: он есть сокровище вечной жизни". Известно, что в народе книги с притчами К.Туровского переписывали от руки вплоть до XIX в.

В XIII в. западнорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, в котором белорусский язык фактически считался государственным. В середине ХШ в. начала складываться белорусская народность, оказавшая существенное влияние на развитие самобытной духовной и материальной культуры, просвещения и школы в Беларуси. В XIV-XV вв. центрами образования становятся крупные города - Вильно (Вильнюс), Полоцк, Витебск, Менск (Минск), Городня (Гродно), Берестье (Брест) и др. Здесь складываются передовые идеи просвещения и возникают первые школы. В результате религиозно-политического движения на территории белорусских земель в противовес католической экспансии возникают православные церковные братства. Их главной целью была борьба за сохранение национальной культуры, языка, традиций. В конце XVI - первой половине XVII вв. братства создают целую сеть братских школ, наиболее известными из которых являлись Виленская (1584), Могилевская (1590), Брестская (1591), Оршанская (1591), Городокская (1591, Полоцкая (1633).

Известными представителями просвещения и педагогической мысли на Беларуси в XVI-XVII вв. были Н.Гусовский, Ф.Скорина, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Зизаний, М.Смотрицкий и др.

Николай Гусовский (1470-1533). Просветитель, поэт-гуманист, один из основателей эстетической науки и литературной критики эпохи Возрождения. Его поэтический сборник "Песнь о зубре" - это патриотический призыв к объединению и дружбе разных по вере и культуре народов, прославление деятельной, свободной, гармонически развитой личности. Зубр в поэме - аллегорический образ родного края, символ его могущества. Н.Гусовский пропагандировал систему латинского европейского образования, выдвигал цель морально-эстетического совершенствования общества, повышения его образованности. В посвящении, адресованном королеве Боне, поэт просит ее взять на себя государственную опеку над талантливыми и напрактикованными в науке и искусстве людьми. Большую роль в воспитании отводил общению детей с природой, овладению ими искусством и наукой. В народной мудрости просветитель видел неисчерпаемый источник поэзии, одну из причин стойкости народного духа. Поэт положил начало сбору материалов, характеризующих народную мудрость белорусского народа. Большая заслуга Н.Гусовского в постановке им проблемы охраны природы, бережного отношения к ней, рационального использования и приумножения природных богатств.

Франциск Скорина (ок.1490-1551). Белорусский первопечатник, мыслитель-гуманист, ученый-энциклопедист и писатель эпохи Возрождения. Учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философских наук. В 1507-1511 гг. работал и учился в Западной Европе и в 1512 г. получил в Подуанском университете степень доктора медицины. Имел также степень доктора свободных наук. При поддержке виленских меценатов создал в Праге первую в истории белорусскую типографию. В течение 1517-1519 гг. Ф.Скорина опубликовал с комментариями на языке, приближенном к языку белорусской письменности, 23 книги Библии под общим названием "Библия русская..." Вернувшись на родину, Ф.Скорина в 1521 г. основал в Вильно первую на территории Беларуси типографию. Издал "Малую подорожную книжицу" (1522) и "Апостол" (1525). В конце 1520-х гг. посетил Москву, где пытался заинтересовать русское правительство книгоиздательской деятельностью. В 1535 г. уехал в Прагу, где работал королевским ботаником, там и умер предположительно в 1551 г.

Ф.Скорина - основатель популярных в XVI-XVII вв. жанров белорусской литературы: предисловий, послесловий и аннотаций к книгам. В них излагаются морально-этические взгляды белорусского просветителя. Он основывает принцип развития человеческой личности, считает, что критерием этого развития является познание, разум. Моральная автономия человека, подчеркивает Ф.Скорина, заключается в его достоинстве, определяемом не столько его происхождением и социальным положением, сколько нравственными добродетелями, личными заслугами. Ученый стремится осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой.