Смекни!
smekni.com

Духовно-нравственное воспитание детей на примере Евангельских притч (стр. 5 из 11)

Обращение к миру демоническому, погибельному всегда опасно для таланта. Не меньшую опасность представляет и то обстоятельство, что талантливость сама по себе может отучить людей от вкуса и воли к настоящим проявлениям духа. И поэтому с детьми необходимо уяснить, что таланты дает нам податель всех благ – Бог. И дает Он нам их для умножения. Для каждого христианина встает вопрос: что сделал я со своим талантом? Как я отвечу за него перед Богом? Вот это чувство ответственности, чувство уважения к тому, что вложено в меня Богом, к своей душе, к своим мыслям, к своей жизни, обязанность развивать свои способности. Талант нельзя закапывать. Умноженное должно возвратиться Господину. Не ради своей корысти трудится человек, а ради того, чтобы войти в радость Господина своего. Но Бог приемлет только Божественное, святое и совершенное.

«Талант нуждается не только в школе, в умении и в технике для того, чтобы не быть бессильным и неряшливым в вопросах эстетической материи, - писал И.А. Ильин. – Ему необходим еще духовный опыт, творческое созерцание, творческое вынашивание, чтобы не создавать пустую красивость или соблазнительную яркость. Без этого талант – то же, что природа без духа или «слишком человеческое» без Божественного» [5.345].

Спросите у детей: «Что такое талант?». Они тут же начнут перечислять видимые проявления, умения красиво: петь, танцевать, рисовать и т.д. И здесь нужно им объяснить, что одному дается талант – дар выражать и изображать, но не дается сила творческого созерцания. Другому даются сила творческого созерцания, духовное прозрение. Дар созерцания предполагает в человеке, по мысли И.А. Ильина, повышенную впечатлительность духа, способность восторгаться совершенством и страдать от несовершенства.

Истинно великое возникает из сочетания таланта и духовного созерцания. Творческая судьба каждого человека не только в искусстве, но и в религии, философии, политике определяется тем, в какой мере сочетаются в нем эти две силы. Многие современные люди живут вне духовного опыта, поэтому склонны одаренность сводить только к таланту. Талант, лишенный Божественного огня, есть лишь соблазн.

Мы должны ясно представлять себе, какую роль в сохранении и развитии одаренности играет природа человека, что поддается воспитанию, а что созидается лишь действием Божественной благодати. Православное воспитание направлено на создании условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию. Одаренность человека сохраняется, если с детской колыбели вокруг ребенка создается душеспасительная атмосфера, если поврежденная первородным грехом человеческая природа восстанавливается в таинстве Крещения, если растущие и развивающиеся силы ребенка не попадают под власть страстей и греха.

Спросите у детей: « А умение сопереживать, быть милосердным ко всем (не только к своим мамам, папам и родственникам) – талант?». Для развития этой темы и предлагается урок по Евангельской притче «О милосердном самарянине». Мы живем в такое время, когда много говорят о социальной справедливости, о заботе государства о больных, о престарелых, о детях. И это, конечно, хорошо и полезно, но для каждого христианина есть его личная, собственная ответственность любви, сочувствия на каждую беду, участия в каждом несчастном, будь то бедном, больном или просто зашедшем к нам в гости одиноком человеке. С нас не требуется «спасти человечество», делать больше, чем можем сделать, но заметить беду, помочь другу, просто, любовно, не смущаясь, что мы мало можем сделать, - вот образ христианского отношения к людям, отношения человека к человеку.

Апостол Павел в своем 1 послании к Коринфянам, писал о любви, как о самом драгоценном качестве христианской жизни: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8).


4. Цикл уроков по теме:

«Духовно-нравственное воспитание детей на примере Евангельских притч»

Уроки духовно-нравственного направления, рекомендованы для факультативных занятий в общеобразовательных школах по предмету «Этика». Предназначены для детей среднего школьного возраста (9 – 11 лет). 1 урок рассчитан на 45 минут учебного времени. Уроки содержат упражнения, практические занятия, игры и краткие дополнительные рассказы для чтения.

Примечание: В церковно-приходских воскресных школах, православных учебных заведениях урок начинается с чтения молитвы «Царю Небесный» и заканчивается молитвой «Достойно есть».

4.1 Урок 1

Тема: Любовь к истине в Евангельских притчах

Цель: Дать понятие о притчах. Объяснить необходимость в жизни человека веры в Бога и исполнения данных Им заповедей.

Задачи: Углубить знания о литературных жанрах. Объяснить необходимость изложения Евангельского учения в притчах. Развитие образного и ассоциативного восприятия притч. Практическая работа с толковым словарем. Развитие творческой фантазии.

Пособия : Библия. Толковые словари. Картинки или фото с изображениями различных зданий. Сухой песок, камень. Альбомы, карандаши, фломастеры. «Светофоры» для игры (с одной стороны – красный, с другой – зеленый).

План урока

1. Оргмомент

2. Библия – книга Божественного откровения

(беседа по пройденному материалу)

3. Понятие о притчах

4. Истина и ложь

5. Притча «О доме, построенном на камне и о доме, построенном на песке» (Мф.7; 21-27)

6. Игра

7. Закрепление урока

8. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Библия – книга Божественного откровения

(беседа по пройденному материалу)

На стенах изображения, фото различных зданий: домов, дворцов и т.д.

На доске написана тема урока и цитаты выдающихся людей:

Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. (А.Н. Плещеев, русский поэт)

Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины. (Л.Н. Толстой)

В одной только истине мудрость. (Гете)

Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. (Жан Жак Руссо французский писатель и философ)

Тема нашего урока звучит так: «Любовь к истине в Евангельских притчах». Слова, вроде бы, всем знакомые, но вот объяснить их не так-то просто.

Из библейского повествования вы помните, что Бог сотворил небо, землю, растительный и животный мир для человека. И хотел, чтобы человек радовался и наслаждался жизнью вечно, т.е. сотворил его способным к бессмертию, разумным и свободным. Как звали первых людей?

- Адам и Ева.

Однако за свое непослушание они лишились этого бесценного дара – возможности стать бессмертным. Но милосердие Божие настолько велико, настолько Бог любит Свое творение – человека, что решил дать человеку еще шанс, чтобы он обрел возможность опять стать бессмертным, и опять наслаждался в Раю и радовался вечной жизни. Но для этого человеку необходимо было выполнять определенные правила (законы, Заповеди). Главное Свое откровение Бог сообщил людям особым, необычным способом, или, как мы говорим, сверхъестественным. Вспомните, что мы называем сверхъестественным Божественным откровением?

- Когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам или через ангелов.

Так как не все люди могут сами принимать откровение от Самого Бога, по своей нечистоте греховной, то Господь избрал особенных, праведных людей, которые могли принять это откровение. Как называют этих людей? Вспомните их имена.

- Их называют пророками. Первыми провозвестниками были Адам, Ной, Моисей и другие праведные люди.

В дальнейшем, чтобы Божественное откровение сохранилось вполне точно, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Сам Бог Дух Святой невидимо руководил ими, чтобы все, что написано в этих книгах, было правильно и истинно. Кто помнит, как называются эти книги?

- Священное Писание или Библия (преподаватель показывает Библию).

В полноте же и совершенстве Божие откровение принес на землю Сам воплотившийся Сын Божий – Иисус Христос, и распространил его по всей земле через своих апостолов и учеников. Но так как книги Священного Писания написаны разными людьми и в разное время, то все они делятся на две части. Какие?

- На книги Ветхого Завета и Нового Завета.

С рождения Господа Иисуса Христа начинается наше летоисчисление. Какие книги Священного Писания написаны после Рождества Христова?

- Новый Завет: Евангелия, Деяния апостолов, Послания апостолов…

3. Понятие о притчах

Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме притч. Вижу на ваших лицах вопросы и удивление?! Незнакомое слово? Давайте с вами вспомним, какие литературные жанры мы с вами уже знаем? Я начну: роман,…