Смекни!
smekni.com

Лекция по Истории для детей с умственной отсталостью (стр. 11 из 11)

Говоря о культуре Китая нельзя обойти вниманием музыку. Китайская музыка - одна из древнейших в мире. Она насчитывает много местных вариантов. В ней преобладает одноголосие. В основе ее 5-ти звуковая система (пентатоника), но встречаются образования, построенные на 7-ступенных ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди,шэн... Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке и занимался собиранием народных песен. В VIII в. в Китае была создана первая школа музыки и танца - "Консерватория грушевого сада". В XIV в. складываются северная и южная школы музыки, причем для северной школы более характерна героическая тематика, а для южной - лирическая.

В XVII в. возникает опера. В эпоху монгольского владычества (Юань) возникает классическая катайская драматургия. У ее истоков, как и в других странах, фарс и другие ранние драматические формы; выступления в театре считались недостойными занятиями. Ведущими жанрами в драматургии были комедия и драма, хотя известно и несколько трагедий. Монологи и диалоги писались прозой, тексты песен (арий) - стихами.

Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. ЕЕ строили примерно десять лет начиная с 220 года до н.э. при императоре Цинь Шихуанди. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора...

Изобразительное искусство Китая представляли тяжеловесные бронзовые сосуды, служившие для жертвенных возлияний духам. О том, какой важный смысл придавался изготовлению бронзовых изделий, свидетельствует виртуозное мастерство их литья. Огромные сосуды весом свыше 600 кг обрабатывались с такой же тщательностью, как и маленькие. Геометрический узор отличался графической точностью, разнообразием ритмических сочетаний. Предназначенные для привлечения к человеку добрых знамений, сосуды зачастую сами принимали форму зверей или птиц - оберегов. Кроме бронзовых сосудов появились круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплавное осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. В Х веке при императорском дворце была создана Академия живописи, где художники заняли почетные места.

Древнем Китае развивались научные знания, прежде всего математики. С развитием математики были тесным образом связаны значительные достижения древних китайцев в области астрономии и календаря.

Значительное развитие получила в Древнем Китае медицина. Древне-китайские врачи еще в IV - III вв. до н.э. стали применять метод лечения, получивший в последствии широкое применение в традиционной китайской медицине - иглоукалывание, или акупунктура. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений, найденные недавно в одном из ханьских погребений начала ІІ в до н.э.. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней (в том числе судорог, нервных растройств, лихорадки, грыжи, глистных заболеваний, женских и детских болезней и.т.д.). К ІІІ в относится применение знаменитым врачом Хуа То местной анестезии при полостных операциях.

За период от зарождения цивилизации и примерно до XII в. в Китае было сделано больше открытий и изобретений, чем в любой другой стране, а может быть, даже и больше, чем во всем остальном мире. К важнейшим открытиям Средневековья относятся (X - XIII вв.) изобретения пороха и компаса.

Развитие книгопечатания

Книгопечатание – это одно из великих открытий, оно сыграло огромную роль в научно-техническом прогрессе мануфактурной эпохи.

Для того ,чтобы развивалась письменность человечеству нужно было пройти долгий путь. Основные три системы письма возникли в государствах Египта, Вавилона и Китая. 4000 тысячи лет назад египтяне , римляне , греки писали разного рода известия на каменных и бронзовых пластинах,но это было не удобно и появились дощечки покрытые воском. Большим шагом вперёд было изобретение папируса египтянами ,этот способ письма на папирусе переняли греки и римляне. Но так как получение папируса было трудоёмким на смену ему пришёл пергамент. Но тем немение всё это не подходило для массового изготовления книг. Для книгопечатания нужен был дешёвый материал.

Изобретение бумаги относится к 153 году до нашей эры. Изобрели её в Китае. Изготовляли её методом измельчения и варки в горячей воде волокон бамбука и тутового дерева,затем измельчали из жидкой массы формировали листы. На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоёванной ими Испании в одиннадцатом веке. Бумажная промышленность быстро развивалась в европейских странах.

В эпоху феодализма книгопечатание считалось ересью ,церковь запрещала распространение книг. Лишь конец средневековья стал благоприятным периодом для печатания книг.

Появляется идея тиснения книг, вероятно, заимствованная у Востока, так еще в VI веке нашей эры тиснение книг с деревянных досок было известно в Китае и получило широкое распространение. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия было изобретено печатание литерами (из особым образом обожженной земляной массы и из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем.

Впервые тиснение в Европе стало применяться в производстве игральных карт - XIII век. Дальше неллюграфия - изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе - переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Тиснение досками особенно развилось в Нидерландах.

Первым человеком, который занялся книгопечатания в Западной Европе был немецкий изобретатель И. Гёнсфлейш, принявший имя Гутенберга. э первой половине XV в. Гутенберг разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литер, сконструировал приспособление, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой и построил ручной печатный станок, на котором производилось оттискивание набранного текста на бумагу. Он же составил рецепт особой печатной краски.

Первая работа И. Гутенберга была отпечатана между 1444 и 1447 гг. Начало книгопечатания в Голландии и Италии относится к 1465 г. Из итальянских государств в развитии типографского искусства особых успехов добилась Венеция. Там были изготовлены шрифты всех важнейших языков мира. В XV- XVI вв. там печатались и книги по заказам стран Восточной Европы кириллицей и глаголицей.

В 1468 г. книги начали печатать в Чехии, в 1470-м - во Франции, в 1473-м - в Бельгии, Испании и Венгрии, в 1474-м - в Польше, в 1476-м - в Англии. Кстати, Англия была первой западноевропейской страной, где первопечатные книги издавались преимущественно на родном языке, а не на латыни.

В конце XV в. по количеству вышедших изданий богословские и церковнослужебные книги занимали первое место, но наряду с ними выпускались сочинения античных авторов, книги по математике, медицине, истории, праву и другие.

Каждая из культур как Востока, так и Запада имеет свой особый генотип в собственном смысле этого слова и внутреннюю логику развития. Говорить в отношении обозримого будущего о возможности создания некой "крупномасштабной общности на базе определенной социокультурной парадигмы", опрометчиво. Речь может идти лишь о взаимодействии культур, но не об их взаимопроникновении, во всяком случае, когда речь идет о культурах Востока и Запада.

Список литературы

Роуленд Б. Искусство Востока и Запада. М., 1958

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975

Культурная идентичность и глобализация: Доклады и выступления. V Международный философский симпозиум «Диалог цивилизаций: Восток-Запад», 27–28 апреля 2001 г., Москва / Под ред. Н. С. Кирабаева. М. : Изд-во РУДН, 2002.

Хилтухина Е.Г. Проблема “Запад — Восток” в культурологии. Взаимодействие худож. культур. М., 1994;

Поиск национально-цивилизационной идентичности и концепт «особого пути» в контексте модернизации / Лапкин В., Пантин В. М. : ИМЭМО РАН, 2004.

Удальцова З.В., «Византийская культура», М., «Наука», 1988. «Культурология» под ред. Багдасарьян Н.Г., учебник для студентов технических вузов, М., ВШ, 1998.

Глобализация и идентичность / Под ред. Г. Ершова. М. : РГГУ, 2004. С. 30.