Смекни!
smekni.com

Игровые методы обучения на уроках технологии (стр. 2 из 8)

· Наглядные методы обучения включают в себя иллюстрации и демонстрации.

· Практические методы обучения – это упражнения, опыты, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.

· Индуктивные и дедуктивные методы отражают логику процесса передачи учебных сведений учителем учащимся. Сюда, кроме индукции, дедукции, относятся классификация, дифференциация, обобщение, обособление.

· Репродуктивные проблемно-поисковые методы отражают степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.

· Самостоятельные и несамостоятельные методы характеризует степень управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Это задания, предписания, указания, инструкции.

· Стимулирование и мотивации интереса к учению включает в себя учебные дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций.

· Стимулирование долга и ответственности в учении включают в себя предъявление требований, убеждение, поощрение, порицание, наказание.

· Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос, устный зачет, устный экзамен, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

· Письменный контроль и самоконтроль включает в себя проведение письменных работ (индивидуальные или фронтальные), письменные зачеты и экзамены, контрольные графические работы, программированный контроль и самоконтроль на бумажных носителях и с использованием ЭВМ.

· Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные лабораторные работы или контрольные лабораторно-практические работы, контрольные учебно-практические работы, работа на тренажерах.

Рассмотрим особенности применения методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания технологии, так как эти методы более ближе моей теме.

Методы стимулирования учения, как правило, связаны с содержательным наполнением учебного материала и с организационными формами проведения занятий.

Введение жизненных ситуаций. Эмоциональный тонус сопереживания содержанию вызывает у учащихся введение в сюжет занятия ситуаций из жизненной практики учителя, учащихся или известных школьникам людей. Например, рассказывая о правилах безопасности труда, можно привести пример травматизма или даже трагедии, когда работник не соблюдал эти правила. Такое дополнение создает эффект сопереживания и надолго запоминается учащимся.

Соревнование. Положительный эмоциональный настрой на учение и успех достигается введением в обучение организационных форм, обеспечивающих соревнование учащихся. Соревнование можно организовать в индивидуальном варианте (каждый за себя); в варианте состязания бригад или двух равных команд. Существует много вариантов соревновательных форм проведения занятий. Это познавательные игры при усвоении теоретического материала ( мини-КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов и др.), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием победителей и т.п.

Поощрение и порицание эти методы направлены на стимулирование долга. Формы их проявления могут быть разными. Они могут проявляться через мимику учителя, элемент пантомимы, высказывания, организационные действия. В зависимости от учебной ситуации и личности учащегося учитель выбирает ту или иную форму поощрения. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные, громогласные варианты поощрения и наказания. Для них целесообразно подбирать варианты доверительного поощрения и наказания.

У меня тема «Игровые методы на уроках технологии» и я считаю, что игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.

Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально – психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим.

В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов и т.д.

К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры учебные дискуссии, отнесенные и к группе словесных методов.

Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

1.2 Теоретические основы игры как метода обучения

1.2.1 Исторические предпосылки возникновения игры

Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо…. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?

Детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить лишь тогда, когда исчезает возможность непосредственного включения детей в производственный труд взрослых. К человеческому детству, как к особому этапу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни предъявлялись все большие и большие требования. Чем выше развитие общества, тем сложнее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.[8, с. 10].

Игра не возникает стихийно, а складывается в прцессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется при воздействии взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметом, миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.

“Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека” – отмечается в Педагогической энциклопедии [8,с. 12]. Понятие “игра” (“игрища”) в русском языке встречается еще в Лаврентьевской летописи. В летописи говориться о лесных словянских племенах (радимичи, вятичи), которые “браци не бываху в них, но игрища между селы, схожахуся на игрища, на плясания и на все бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе”.

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон в своем “Государстве” этимологически сближал два слова: “воспитание”и “игра”. Он справедливо утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.