Смекни!
smekni.com

Игровые методы обучения на уроках технологии (стр. 5 из 8)

Лото – это игра на особых картах с номерами или картинками, которые закрываются фишками. В лото с удовольствием играют учащиеся 5 – 7 классов, причем игру можно проводить как индивидуально, так и побригадно. Однако для более полного выявления знаий школьников лучше каждому ребенку выдавать отдельную карту.

Любая настольная игра вызывает у школьников живой интерес, если она красочно оформлена. Поэтому при изготовлении лото нужно обращать внимание на качество его исполнения. Карту вырезатьт из картона, аккуратно рассчертить и в середину листа наклеить картинку, связанную с тематикой игры. Маленькие карточки – фишки могут быть целыми или цветными.

В клетках карт указываются различные понятия, термины, обозначения мерок и т.д., а на маленьких карточках – их расшифровка, название, определение. Например, в клетке карты написано: “Прядение”. Ученицам нужно найти правильный ответ на карточке – фишке (“Получение пряжи из волокон”) и накрыть ею соответствующую клетку большой карты (Приложение 2 рис.1 на дискете).Проверка правильности ее заполнения требует достаточно много времени и внимания учителя.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. В ней обязателно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и проучительна, и “добрые молодцы” действительно могут извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия, без которого, бывает, никак не выпутаться из беды.

Сказки и поныне обладают огромным обаянием для всех нас, детей и взрослых, и поныне мы их читаем, слушаем по радио, охотно смотрим фильмы, в том числе и мультфильмы, снятые по мотивам и сюжетам сказок, слушаем оперы, наслаждаемся балетами и другими сказочными спектаклями. Поэтому учащимся 5-6 классов можно предложить придумать сказки, где главными действующими лицами являются те предметы или правила, которые они изучают на уроке технологии. Например, сложно запомнить первичнуюобработку хлопка или льна, но с помощью сказки она хорошо усваивается. Или правила безопасности -–дети обычно не понимают важности их усвоения, но если в сказке ее герой попадает в различные сложные ситуации и спасти его может знание этих правил, то ученик надолго запомнит их.

Однако такое задание, как придумать сказку, да еще с определенными условиями, достаточно сложно: не у всех учащихся развиты фантазия, игра воображения, да и способность излагать свои мысли на бумаге. Поэтому можно предлагаю такую работу не всем, а только по желанию.

Отношение учеников к такому заданию очень разное. Встречаются классы, где все сочиняют сказки с удовольствием, а есть такие, где готовое задание приноят 1-2 человека.

Но когда ребенок окунулся в сказку, попытался что-то сам придумать и рассказать другим, ощутил волшебное чувство веры в свои силы, в возможность совершить невозможное – все это стимулирует его умственную деятельность, развивает интерес к предмету, оображение, наблюдательность, способствует формированию интеллекта.

Ниже привожу перечень игр, которые могут быть использованы на уроках.

1.2.5 Развивающие игры и состязания на уроках технологии

Отгадай термин. Учитель (ученик) пальцем по воздуху медленно пишет несколько слов (терминов) по изучаемой теме, например «Последовательность снятия мерки»: полуобхват, манекен, сантиметровая лента.

Дорисуй. Учитель проводит на доске определенные линии, под каждой из которых вписывает названия нескольких инструментов или материалов.

Правильно расставь слова. Учитель пишет на доске несколько предложений по изученной теме, в которых произвольно переставлены слова. Учащиеся вписывают их в рабочие тетради в нужном порядке. Например:

Без сантиметра. Учитель предлагает учащимся проверить, умеют ли они на глаз производить замеры.

- Определить длину карандаша в см.

- Сколько раз карандаш уложиться на гладильной доске.

- Определить длину, ширину, толщину той или иной заготовки, изделия и т.п.

Кто лучше нарисует. Учитель предлагает учащимся с закрытыми глазами нарисовать какой – либо простой инструмент или деталь по теме урока и затем проанализировать что получилось.

Заметь нужное. Учитель предлагает учащимся оглядеться в мастерской и назвать как можно больше предметов, сделанных из дерева, ткани.

Все ли пальцы работают? Учитель предлагает учащимся большим пальцем правой руки прижать к ладони указательный и средний пальцы, левую руку заложить за спину, а двумя пальцами правой (мизинцем и безымянным) достать из сумки какой – либо учебник и открыть его, например на странице 38.

Игра «Путешествие в страну тканей»

Цель. Закрепить знания по теме «Обработка тканей». Расширить кругозор учащихся о разнообразии тканей.

Ход игры. Игра проходит по принципу игры «Морской бой». Команды получают по две карточки (см. рис. 1).

На одной карточке заполняют клеточки следующим образом: три клеточки с цифрой 5, три клеточки с числом 10, две клеточки с числом 15, одна клеточка с числом 20, три клеточки с буквой П.

а б в

1
2
3
4

Рис. 1

Эти знаки обозначают категорию вопросов:

5 - пятибальные вопросы;

10 – десятибальные вопросы;

15 - пятнадцатибальные вопросы;

20 – двадцатибальные вопросы;

П – призовая клеточка (30 баллов).

В другой карточке команды отмечают «корабли» противника.

Начинает игру та команда, которая первой отгадает ребус:

Игроки этой команды называют клетку, к примеру, а 1. У команды – противника в этой клеточке стоит число, предположим, 15. Они называют это число, и ведущий задает им вопрос из разряда пятнадцатибальных. Если учащиеся отвечают на вопрос, они зачеркивают клетку, получают 15 баллов и ждут следующего «удара». Если не отвечают, получают 0 баллов и называют клетку для команды – противника.

Побеждает та команда, которая быстрее ответит на все вопросы.

Вопросы для 1-й команды:

5-бальные.

1. Как называется машина, которая переплетает нити?(Ткацкий станок)

2. Как называется работа по скручиванию коротких волокон в длинную нить? (Прядение)

3. Знаете ли вы какие-нибудь растительные волокна, кроме тех, которые дают нам лен и хлопчатник? (Пенька, джут)

10-бальные.

1. Как называются прозрачные тонкие нити в тканях? (Основа)

2. Какие нити в ткани проходят поперек кромки? (Уток)

3. Какое из свойств тканей является гигиеническим? (Гигроскопичность)

15-бальные.

1. Какие вы знаете искусственные волокна, пригодные для изготовления чулок? (Капрон, эластик)

2. Какова степень сминаемости льняных тканей? (Большая)

20-бальный.

1. Какие ткани соединяют способом сварки? (Искусственные и синтетические)

Вопросы для 2-й команды:

5-бальные.

1. Что получается из тонко скрученной пряжи? (Нить)

2. Что производят из хлопковых волокон? (Хлопчатобумажные нити)

3. Какое растение дало название волокну, которое получают из его стеблей, а также нитям, которые прядут из его волокон, и тканям, которые делают из его нитей? (Лен)

10-бальные.

1. Как называется узкая полоска ткани? (Кромка)

2. Какие нити при растяжении ткани издают глухой звук? (Долевые)

3. Какие ткани изготавливают из волокон животного происхождения? (Натуральный шелк)

15-бальные.

1. Какая ткань плохо драпируется? (Льняная)

2. Какое сырье используется для производства синтетических волокон? (Газ и продукты переработки каменного угля и нефти)

20-бальный.

1. По каким признакам определяют ткани из синтетических волокон? (При горении спекаются)

Игра «Секреты творчества и мастерства»

Цель: формирование у учащихся эстетического отношения к труду.

Задачи: знакомство с произведениями декоративно-прикладного народного творчества; усвоение эстетических критериев оценки процесса и результатов труда; развитие умений воспринимать, переживать и оценивать красоту труда, его результатов.

Состав участников: V-VII классов.

Время: 1-1,5 ч.

Подготовка. Класс разбивается на несколько творческих групп (по 5-6 учащихся). Каждой группе дается задание подобрать три изделия, которые изготовлены из какого-нибудь одного природного материала. Например, одна группа подбирает изделия из соломки, вторая из дерева, третья из камня, четвертая из глины, пятая из металла. Желательно, чтобы изделия представляли собой лучшие образцы народного декоративно-прикладного творчества. Обязательными требованиями являются: разнообразие видов изделий, их оригинальность, качественное изготовление, высокий уровень отделки, эстетического оформления. Желательно, чтобы по крайней мере одно изделие было выполнено школьником – членом творческой группы. Если такой возможности нет, то представляются изделия только взрослых мастеров.

В ходе подготовки к игре группы изучают секреты изготовления подобранных ими изделий. Они могут встречаться с мастерами, которые изготовляют подобные изделия, проконсультироваться с учителем, изучить литературу. Группа готовит для других участников игры вопросы примерно следующего характера: о материалах, из которых сделаны изделия, об их декоративно-эстетических свойствах; об инструментах, необходимых для изготовления изделий, их отделки; о технологии изготовления изделий, их эстетическом оформлении; о мастерах и местах традиционного изготовления такого вида изделий; о творческой неповторимости, оригинальности изделий.

Каждый член группы должен уметь сам подробно ответить на эти вопросы и охарактеризовать изделия. Учащийся, изготовивший одно из отобранных для игры изделий, готовится рассказ о том, какие умения, навыки, знания ему пригодились, чему пришлось научиться заново, какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы. Творческая группа может выбрать материал и отобрать изделия, составить вопросы для игры. Возможны и варианты. Например, природный материал, который выбрала данная группа, известен другим группам, а изделия не известны; вопросы, которые подготовила группа полностью или частично сообщаются другим группам и т.п.