Смекни!
smekni.com

Адаптация детей к школе (стр. 2 из 5)

5

брана и другая мера работоспособности: о работоспо­собности можно судить по количеству произведенной за определенный период времени работы при заданных ее качественных показателях.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается связанное с необходимостью восстановления запасов энергии чередование периодов повышенной активности и покоя. В сравнении с животными у человека это че­редование, как правило, носит упорядоченный и диф­ференцированный характер (в зависимости от рода за­нятий, климатогеографической зоны, возраста, состоя­ния здоровья и т. д.). При этом переход от покоя к повышенной активности и затем вновь к покою вклю­чает несколько фаз. Для перехода от покоя к работе и от работы к покою это: врабатывание (нарастание ко­эффициента эффект/усилие), устойчивое рабочее состоя­ние (коэффициент высок и постоянен), нарастание утом­ления – сначала преодолимое, а затем непреодолимое (постепенное, а затем резкое снижение коэффициента), вплоть до прекращения работы. При этом у хорошо приспособленного к условиям жизни и определенного рода деятельности человека наблюдается также и доста­точно высокая устойчивость к отвлекающим, неблаго­приятным факторам – как случайным и необязатель­ным, так и непосредственно связанным с характером деятельности (например, производственный шум).

Перечисленное выше отражает закономерные изме­нения работоспособности. Наличие переходных фаз не говорит о неприспособленности человека к данной дея­тельности. Фаза врабатывания есть, по существу, про­цесс настройки на деятельность. Нарастание утомления вплоть до прекращения (отказа) деятельности соответ­ственно не может расцениваться как дезадаптация.

У человека, впервые приступающего к определенного рода деятельности, происходит адаптирование к дан­ного рода деятельности и условиям ее осуществления: это уже не настройка, а перестройка функционирования различных органов, систем и процессов на уровень, не­обходимый для достижения требуемого результата. При этом перестройка происходит при любой сколько-нибудь существенной перемене рода деятельности, даже если новая деятельность требует меньшей затраты энергии. Различие между настройкой на деятельность и адапта­цией к последней заключается в следующем. Практи­чески любая деятельность (работа) многокомпонентна как по своим этапам, так и по обеспечивающим ее осу­ществление механизмам. Настройка на деятельность предполагает наличие уже сложившихся механизмов и комплексов механизмов, наличие резервов, обеспечиваю­щих их функционирование, и заключается в их включе­нии. Адаптация – процесс формирования этих механиз­мов (здесь имеет место процесс развития каких-то в принципе предсуществующих их элементов), накопле­ния резервов, установления ранее не существовавших связей и т. д.

Адаптированность организма не может быть сведена к сумме частичных «адаптации» отдельных его органов, клеток и процессов, хотя нельзя отрицать наличия в них изменений адаптивного характера. В центральной нерв­ной системе (ЦНС) происходит афферентный синтез различных потоков информации – один из них постоян­но отражает имеющийся уровень адаптированности (резистентности) организма, другой – особенности конкрет­ного воздействия среды. На основании результатов их сопоставления ЦНС формирует интегральный управляю­щий импульс исполнительным механизмам, функциони­рованием которых и определяется само содержание адаптивных сдвигов.

Можно выделить два типа исполнительных механиз­мов адаптации – специфические и неспецифические. В роли неспецифических исполнительных механизмов часто выступают железы внутренней секреции. Особен­ность их участия в процессах адаптации заключается в том, что их функция повышается независимо от кон­кретных особенностей воздействия среды и зависит лишь от величины воздействия. Действительно, активация ко­ры надпочечников, симпато-адреналовой системы (САС) наблюдается при физической нагрузке, при холодовом или тепловом воздействии и т. д. Напротив, специфиче­ские исполнительные механизмы адаптации активируют­ся в зависимости от особенностей воздействия: напри­мер, при тепловом воздействии включаются одни из них, при холодовом – другие.

Такая реакция эндокринной системы позволяет ис­пользовать эндокринологические показатели в качестве критериев адаптирования и адаптированности. Действи­тельно, в ЦНС по разным каналам поступает информа­ция, интегральная оценка которой завершается на уров­не гипоталамуса, где текущая информация сопостав­ляется с эталонной, отражающей ведущие потребности организма. В ходе перекодирования электрические им­пульсы (типичный для нервной системы способ переда­чи информации) преобразуются в особые сигналы, в роли которых выступают гормоны – либерины. Количе­ство и характер их соответствуют результатам оценки поступившей в гипоталамус информации. Под влиянием гипоталамических либеринов гипофиз вырабатывает тропные гормоны, а под влиянием последних различные эндокринные железы вырабатывают собственные гормо­ны, которые влияют на состояние различных клеток, тканей, органов и систем организма. Интегральный управляющий импульс от ЦНС к эндокринной системе представляет собой результат оценки и состояния организма в данный момент и особенностей воздействия среды. Практически важно то, что на уровне эндокринной системы оценка всего этого приобретает доступный наблюдению и контролю характер: вырабатываемые гипофизом и периферическими эндокринными железами гормоны поступают во внутреннюю среду организма и доступны определению.

1.2. Признаки нарушения прогноза адаптации школьников

в учебной деятельности

По уровню гормонов во внутренней среде организма в тех или иных условиях можно проследить адаптирование организма и меру адаптированности. Чем более выражена активация эндокринной системы под влияни­ем данного воздействия, тем менее организм к нему подготовлен, и наоборот. Снижение уровня гормонов при продолжающемся воздействии и сохранение на прежнем уровне «выходных» характеристик жизнедея­тельности (работоспособность, состояние здоровья, самочувствие и т. д.) свидетельствуют об успешном адап­тировании. Напротив, сохранение высоких уровней гормонов во внутренней среде организма в этой же си­туации говорит о том, что адаптирование к данным ус­ловиям или характеру деятельности недостаточно ус­пешно и поддержание «выходных» характеристик жиз­недеятельности на нормальном уровне дорого обходится организму и в перспективе, следовательно, чревато сры­вом адаптации и развитием разного рода нарушений в состоянии здоровья

Динамика реакции эндокринной системы на какое-либо воздействие среды в самом общем виде имеет сле­дующий характер. Первое: степень воздействия невели­ка (величина воздействия ниже порога значимости) – реакции нет. Повторные нагрузки такой же интенсивно­сти не вызывают изменений состояния эндокринной си­стемы (кроме случаев, когда интервал между нагрузка­ми невелик и возможны явления суммации); эффект тренировки отсутствует. Второе: величина нагрузки вы­ше пороговой – происходит активация эндокринной си­стемы с выбросом во внутреннюю среду организма раз­личных гормонов. Их влияние обусловливает повыше­ние резистентности организма к данному воздействию, причем это новое состояние сохраняется и после окон­чания воздействия и снижения уровня гормонов. По­вторные нагрузки той же интенсивности вызывают сни­жающийся по величине ответ (степень активации эндо­кринной системы в каждом единичном адаптивном акте уменьшается соответственно величине повышения рези­стентности организма в результате предшествующего адаптивного акта); эффект тренировки выражен. Третье: величина нагрузки достигает некоторого индивидуаль­но-видового предела, реакция эндокринной системы также достигает наибольшей возможной величины. Дальнейшее увеличение нагрузки может вести к срыву процессов адаптации.

Выяснение роли эндокринной системы в процессах адаптации, как известно, существенно продвинуло впе­ред разработку самой этой проблемы и значительно изменило также представления о физиологической роли ряда эндокринных желез, в первую очередь коры над­почечников Заслугой Г. Селье явились, во-первых, до­казательство важной роли неспецифических механиз­мов в процессах адаптации организма к разного рода воздействиям (на примере картины общего синдрома адаптации) и, во-вторых, идея адаптивного значения гормонов. Именно его работы внесли ясность в вопросе, который не нашел разрешения в огромном количестве исследований, проведенных с использованием самых разнообразных методик.

В современную научную практику Г. Селье был введен термин «стресс», приобретший широкую популярность. Термин «стресс» обозначает одно из состояний адаптивного цикла.

Адаптация организма может иметь характер одного бурно протекающего адаптивного цикла, с выраженным состоянием стресса, но может протекать и постепенно, имея характер последовательного процесса, состоящего из единичных адаптивных актов. Первое свойственно рез­кому изменению окружающей обстановки, которое трудно предвидеть или подготовку к которому практи­чески невозможно разделить на ряд последовательных этапов. Второе свойственно приспособлению человека к относительно легко дозируемым факторам среды (наиболее известный пример этого – закаливание организма, спортивная тренировка), а также приспособления к постепенно меняющимся условиям. Естественно, со стояние стресса здесь будет выражено относительно слабо.

Адаптированность организма к каким-либо факто рам может быть полной и частичной. При полной адаптированности существенных сдвигов в ответ на воздей­ствие не происходит, так как уровень резистентности организма достаточно высок и нет необходимости в из­менении активности процессов жизнедеятельности для уравновешивания его и среды. При частичной адапти-рованности организм может перенести воздействие (нагрузку) лишь за счет активации адаптивных про­цессов, так как уже превзойден уровень резистентности, которым организм обладает вне этой активации. Ча­стичная адаптированность может смениться полной, так как под влиянием адаптивных перестроек его резистентность повышается. Но этот процесс имеет ограни­ченные пределы, и, после того как резерв повышения резистентности будет исчерпан, наступит состояние, когда в результате повторных воздействий резистентность повышаться не будет и начнутся срывы функцио­нирования различных органов и систем, обычно проис­ходящие на фоне высокой активности эндокринной си­стемы, которая (активность) уже не ведет к увеличе­нию уровня резистентности вследствие исчерпания ее резервов. Так, например, у злоупотребляющих зимним купанием людей могут развиться гипертонические реакции, у спортсменов в состоянии перетренированности возникают различные функциональные нарушения, снижение устойчивости к различного рода воздействиям, далеким от характера их основной спортивной нагрузки, возрастает склонность к простудным заболеваниям и т.д. У школьников в условиях перегрузки занятиями могут снизиться показатели продуктивности учебного руда (отказ от специфической деятельности) или при наличии высокой настроенности на учение, ухудшиться состояние здоровья при сохранении в течение некото­рого времени высоких показателей в учении.