Смекни!
smekni.com

Международно-правовые аспекты территории Российской Федерации (стр. 2 из 10)

б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством Российской Федерации;

д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации."

Примером залива, исторически принадлежащего Российской Федерации может быть Залив Петра Великого, решение по которому было принято Постановлением Совета Министров СССР в 1957 г. В порядке правопреемства, теперь этот залив принадлежит Российской Федерации.

Территориальное море, согласно п. 3 статьи 5 Закона РФ " О государственной границе Российской Федерации" составляют прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий , соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством Российской Федерации. Иная ширина территориальных вод устанавливается международными договорами Российской Федерации.

Воздушное пространство Российской Федерации составляет воздушное пространство над сухопутной территорией и над территориальными водами Российской Федерации. Сама воздушная граница представляет собой вертикальную плоскость, проходящая перпендикулярно по отношению к линии государственной границы. Верхняя граница воздушного пространства в настоящий момент не определена, имеются различные точки зрения, однако, большинство ученых сходятся во-мнении, что верхняя граница государственного суверенитета совпадает с границей плотных слоев атмосферы и равна приблизительно 100 километрам.

2. С о о т н о ш е н и е п р и н ц и п о в т е р р и т о р и а л ь н о й ц е л о с т н о с т и, н е р у ш и м о с т и г р а н и ц и п р а в а н а р о д о в н а с а м о о п р е д е л е н и е

Принцип самоопределения народов и наций существенным образом связан с определением понятий, имеющих значение для конкретных правовых конструкций.

Этническое многообразие планеты бросается в глаза всем, однако внутри самого вида homo sapiens имеются крупные этнические конструкции, в состав которых органически входят многие народы, народности и нации. Сами народы и нации также не являются монолитными образованиями, имеющими устойчивые внутриэтнические группировки. Такие группировки принято именовать народностями, а точнее субэтносами. Крупные этнические конструкции составляют суперэтносы, а те, в свою очередь, включаются в расы.

Итак, отношения этнического порядка строятся приблизительно по следующей схеме: расы суперэтносы этносы субэтносы. Приведем пример. Немцы являются единым этносом, делящимся на баварцев, саксонцев, пруссаков и других, короче, на субэтносы. Однако сами немцы входят в состав западноевропейского суперэтноса, именуемого также группой англо-сакских народов. А этот суперэтнос органически входит в состав индо-европейской расы.

Для юриста-международника существенным является вопрос о формализации понятия этнос, ибо только этнос правомочен решать свою собственную судьбу на основе таких международно-правовых актов как Устав ООН, Пакт о экономических, социальных и культурных правах 1966 г., итоговые документы ОБСЕ и т. д.

Такими формализованными критериями являются: наличие своей культуры и быта, особенно это относится к языку; однако, это правило может соблюдаться не всегда на испанском языке говорит почти вся Латинская Америка, но этнический состав этого континента различен. Этнос должен компактно проживать на определенной территории, однако и это может соблюдаться не всегда. Примером тому могут служить евреи, не имевшие до 1947 г. территории, где бы они компактно проживали. Этнос должен быть достаточно многочисленным, по крайней мере для того, чтобы обеспечить себе стойкое существование как независимой единицы. Наконец, этнос должен быть экономически самостоятелен. Нужно обязательно отметить то обстоятельство, что этнос должен отождествлять себя как некая цельность по отношению к другим подобным цельностям. Такая точка зрения соответствует большинству советских и российских ученых, которые отстаивают позицию отличия понятия народ и нация от понятия государство и его населения. Можно привести следующие работы современных авторов: Г. Б. Старушенко "Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства." 1960, ИМО, А.

П. Мовчан "Международная защита прав человека", 1958, Госюриздат. Сходную позицию высказывают и ряд иностранных ученых. Например, американский юрист-международник Куйснси Райт.

Второй гипотетической точкой зрения на проблему определения понятия народ или нация является позиция, которую можно условно назвать "государственной". Приверженцы этой точки зрения полагают, что народ и нация существуют исключительно в границах уже образованных государств. А потому, настаивают на сохранении статус-кво во всем мире. Как правило, такую точку зрения проповедуют европейские ученые, которые и защищают принцип нерушимости границ, возникший тоже в Европе.Например, именно эту позицию отстаивают немецкий юрист В. Зауэр или американский международник Г. Кельзен. Эти ученые толкуют Устав ООН в том контексте, что даже право на самоопределение народов по существу является правом на самоопределение государств.

Необходимо отметить, что та или иная позиция юриста-международника отражает ту или иную доктрину внешней политики, доминирующую в той или иной стране. Оно и понятно международное право вырабатывалось как борьба государств за свои интересы в мире.

Принцип самоопределения народов и наций несет на себе не только и не столько юридическую, сколько политическую нагрузку. Это выражается в той роли, которую принцип играет в международных отношениях последних десятилетий. Распад колониальной системы , рождение совершенно новых государств, национально-освободительные войны и многое другое составляют современный международный калейдоскоп действий наций и народов на самоопределение.

Политическая природа принципа заключается также в различных теориях и концепциях юристов-международников многих стран, отстаивающих те или иные убеждения в угоду внешнеполитическим доктринам различных государств, о чем уже говорилось выше.

Правовое содержание настоящего принципа раскрывается , главным образом, в резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, которое реализуется в конкретных действиях в различных регионах мира. В подтверждение вышесказанного можно привести примеры резолюций, относящихся к Организации Освобождения Палестины. Решения органов ООН по этому вопросу совместно с усилиями дипломатов мноих стран привели к возможному решению палестинской проблемы.

Важно подчеркнуть миротворческую роль ООН и других международных организаций в практической реализации этого принципа, который медленно но верно претворяется в жизнь.

Устав ООН и российская доктрина рассматривают принцип самоопределения народов и наций как основание территориальных изменений. Субъектами права народов и наций на самоопределение выступают любые этнические общности. Это мы выяснили. Главным вопросом теперь является вопрос об объеме самого права народов и наций на самоопределение, иными словами, вопрос о границах действия этого принципа.

Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. признано, что под правом народов на самоопределение следует понимать право свободно без вмешательства извне определять свой политический статус и соответственно осуществлять свободное экономическое, социальное и культурное развитие. Спорным может явиться вопрос о том, понимать ли под правом свободно определять свой политический статус право народа и нации на образование собственного суверенного государства, с территорией, где этот народ проживает компактно или нет? Российская доктрина международного права, а также практика международных отношений, склоняет нас к принятию первой точки зрения. Тем не менее, важно подчеркнуть иные взгляды на данную проблему. Суть их состоит в том, что под правом народов и наций на самоопределение понимается лишь право этого народа на самоуправление, но ни в коем случае не право на самоопределение вплоть до отделения и образование самостоятельного государства. Выше было сказано, что такая точка зрения соответствует определенным внешнеполитическим доктринам, свойственным тем или иным государствам.

Такая позиция достаточно спорная, автор придерживается иной, которая заключается в признании полного права нации на самоопределение вплоть до отделения и создания самостоятельного государства.

Становление и развитие принципа нерушимости границ в исторически произошло в рамках ОБСЕ. Этот принцип тесно связан с другими с принципами территориальной целостности государств и суверенного равенства.

Исторически принцип нерушимости границ возник очень давно, долгое время существовал в виде норм обычного права, но закрепление в качестве договорной нормы получил сравнительно недавно в 1975 г. Этот принцип был зафиксирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. В Акте сказано:

"Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.