Смекни!
smekni.com

Информационная безопасность Российской Федерации (стр. 6 из 10)

Во-первых, это контроль над распространением информации внутри российского информационного пространства и противодействие попыткам других стран и негосударственных субъектов массовой коммуникации взять его под собственный контроль.

Во-вторых, речь идет о последовательной и целенаправленной стратегии по усилению российского информационного присутствия за рубежом. Это достижимо только при условии государственной координации и поддержки информационной политики, а также в случае соответствия ее целей внутри и за пределами страны.

2. Концепция формирования информационного общества в России была одобрена 28 мая 1999 г. Государственной комиссией по информатизации при Государственном комитете Российской Федерации по связям и информатизации [27, c. 100].

В этом документе изложены основные предпосылки перехода России к информационному обществу, а также характерные особенности этого процесса для Российской Федерации и основные направления деятельности российских правительственных структур по реализации этой концепции.

С точки зрения внешней политики РФ, по мнению автора, особый интерес представляют положения, которые касаются места и роли российского государства в переходном процессе. В качестве одной из важнейших составляющих этого перехода указывается участие Российской Федерации в процессе международного информационного обмена, в соответствии с одноименным федеральным законом [11, c. 3-11].

Вместе с тем, обе вышеуказанные концепции касаются, в первую очередь, такого аспекта российской информационной политики, как участие России в формировании глобального информационного общества, которое включает в себя следующие элементы: взаимодействие с другими государствами, обмен информационными технологиями и продукцией, участие в деятельности международных и региональных структур, которые содействуют этому процессу.

Необходимо отметить, что активное участие России в таком международном сотрудничестве, несомненно, является частью внешней политики российского государства. При этом речь идет именно об одном из направлений внешнеполитического курса, так как оба рассмотренных документа являются обязательными для исполнения.

К началу 2000-х годов в России была создана международно-правовая база для сотрудничества с другими странами в области информационных технологий, их защиты, безопасного распространения и использования. Однако более важной задачей для Российской Федерации явилось обеспечение собственной информационной безопасности, что позволило этой стране претендовать на роль не только потребителя, а производителя информации, а также эффективно противостоять экспансии со стороны других государств и потенциальным рискам и угрозам.

Исходя из этого, по мнению автора, важнейшим документом в сфере информационной политики, который был принят в России и реализуется в настоящее время, является Доктрина информационной безопасности 2000 г.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации является базовым концептуальным документом, который определяет основные направления обеспечения одного из ключевых направлений безопасности российского государства. Она была одобрена Советом Безопасности РФ 23 июня и утверждена президентом России В. Путиным 9 сентября 2000 г. В доктрине отмечается, что современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Как верно отмечает белорусский исследователь С.А. Трахименок, информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности любого государства [21, c. 37]. Национальная безопасность Российской Федерации также существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать, учитывая, в частности, усиливающиеся угрозы со стороны криминальных группировок, террористов, приверженцев любой экстремальной идеи и других деструктивных общественных сил [24, c. 112].

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [10, c. 158-159].

На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Решение этой проблемы является первостепенным для дальнейшей разработки доктринальных основ обеспечения информационной безопасности [21, c. 64-65].

В этом документе закреплены четыре составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина области получения информации и ее использования, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Второй составляющей является информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, которое заключается в доведении до сведения российской и мировой общественности достоверной и позитивной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым вопросам российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Именно эта составляющая информационной безопасности российского государства имеет самое непосредственное отношение к области внешней политики и отражает важнейшие внешнеполитические задачи Российской Федерации на международной арене.

Для достижения этих целей создатели доктрины предлагают следующие меры:

Укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;

Интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования [10, c. 158-159].

По мнению автора, эти меры носят достаточно половинчатый характер, так как Российская Федерация обладает сегодня развитой системой печатных, электронных и сетевых средств массовой информации. Проблема заключается скорее в низкой эффективности информационной продукции, которая предлагается жителям других государств. Зачастую российские масс-медиа открыто вмешиваются во внутриполитические процессы на территории других государств, что вызывает негативную реакцию местного населения, т.е. обратный эффект. При этом необходимо отметить, что воздействие на общественное мнение с целью формирования устойчивых политических настроений является сегодня сложнейшим процессом, требующим приложения значительных информационных ресурсов, прогнозирования и объективной оценки результатов [25, c. 199-200].

Третьей составляющей в доктрине названо развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в том числе в области индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход на мировой рынок.

Эта составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого предлагается развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи [10, c. 158-159].

Еще одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории РФ. Среди мер, которые предлагается осуществить для реализации этой задачи, называются такие, как повышение безопасности информационных систем, включая сети связи; обеспечение защиты сведений, которые оставляют государственную тайну; расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере и т.д. [10, c. 163]

Особый интерес при анализе текста доктрины представляют виды угрозы информационной безопасности Российской Федерации, которые перечислены в разделе 2.

Следует отметить, что изучение этого перечня позволяет соотнести риски и угрозы, стоящие сегодня перед российским государством, с аналогичными явлениями, с которыми сталкивается в настоящее время Республика Беларусь.