Смекни!
smekni.com

Фрейдистская концепция сновидений и современная наука (стр. 2 из 9)

Если не существует сновидения, хотя бы некоторые аспекты которого не имели бы эротического содержания в широком смысле, как оно понимается в общем контексте развития либидо, это не значит, что всякий сон должен подвергаться исключительно сексуаль­ной интерпретации. Фрейд резко восстает против сведения к чистой сексуальности его исследования.

Рассматривая проблемы, которые ставит выявление сексуальных характеристик в образах сновиде­ний, задаешься вопросом, стоит ли воспринимать выражение "исполнение желания" в его простом и прямом смысле; можно сказать, что в сновидении желание исполняется, обретая форму, в полном смысле этого слова. Функция сновидения заключается не в удовлетворении конкретного желания — мести, справед­ливости, соединения с предметом любви или ненависти и т.д., а в осуществлении работы, трудной и продолжи­тельной, по удовлетворению желания в общем виде как ведущей структуры и специфического пути проявления энергии либидо. Главная цель сновидения — стремление постоянно и неутомимо моделировать желание, совершать работу по созданию и переделке либидо. Желание в своем поиске поддержки задерживается на ранних опытах, оригинальных объектах, которые наибо­лее благоприятны для него, питают его и подсказывают­ся реалиями жизни периода бодрствования. Сновидение в общем случае является исполне­нием одного желания, сновидением об удовольствии и удовлетворении, в то время как его главной ролью остается воссоздание, регенерация определенного желания .

“Средоточие” .Фрейд выдвигает мысль о средото­чии сновидения, которую он излагает в следующих словах:

"Сны... часто сохраняют неясный участок; здесь обнаруживается узел образов, который не удается распутать, но который ничего не дает содержанию сновидения. Это — "пуп" сновидения, точка, через которую оно связан с Неизвестным. Мысли сновидения, выявленные при интерпретации, как правило, не имеют завершения, они разветвляются, вплетаясь в общую запутанную сеть наших мыслей. Желание в сновидении выступает в виде более плотного участка из этой ткани, подобно грибу, выходящему из мицелия".[11] Функция “средоточия” заключается в остановке процесс интерпретации, оставив его откры­тым; Неизвестное намечает опорную линию для анализа, но одновременно постоянно уклоняется от процесса узнавания, который иначе не имел бы границ.

Помимо практического аспекта, гипотеза о средоточии имеет теоретическое и идеологическое приложение. Если развить образ сети, легко видеть, что разветвления сновидения могут затеряться лишь в разветвлениях другого сновидения, и так до бесконечности; все сны распространяются одни в другие, всякий сон функциони­рует как начало следующего. Теория сновидения, не оставляя кропотливой работы по разложению единого образа на разные элементы, многочисленные разветвле­ния, должна также стараться выявлять переходы одного сна в другой и большее значение придавать концепции сновидений как единого, достаточно связного целого огромной системы. Фрейд указывает на это в предшествующих параграфу о "средоточии": "Сны одной ночи должны всегда интерпретироваться в единст­ве".[12] Весь комплекс образов сновидений жизни противостоит процессу интерпретации и обеспечивает одновременно неповторимость ткани сновидения каждого индивидуума.

Здесь проявляется и значительный идеологический, то есть этический, политический, метафизический эффект гипотезы о средоточии: каковы бы ни были знания о психической действительности, о субъекте вплоть до его самых интимных проявлений в сновидениях, всегда что-то остается скрытым, непознаваемым ядром.

2.Работа сновидения.

В области, намеченной положениями Фрейда о сновидении, происходят различные действия, составляю­щие то, что он называет "работой сновидения", причем термин "работа" здесь нужно понимать, в созидательном смысле.

Фрейд демонстрирует также серию методов, без которых отныне невозможно обойтись при любом подходе к реалиям сновидения, а также не менее эффективных в других областях исследований. В этом списке положений, составляющих силу и определяющих плодотворность фрейдовской концепции сновидения, следует отме­тить: конденсацию, смещение, обращение или превраще­ние в свою противоположность, процесс формирования образов, выражение через картины, перенос логических отношений, символику, вторичную выработку и т.д. главные из этих положений требуют значительных уточнений.

"Смещение и конденсация, — утверждает Фрейд, — являются двумя важнейшими операциями, которым мы обязаны главным образом формой наших сновидений", и далее уточняет: "Конденсация и смещение — два главных фактора, превращающих материал скрытых мыслей сновидения в его явное содержание".[13] Действие по интерпретации требует самого тщательного учета двух "главных" процессов, группировки, слияния многих определений, характеристик или особых черт в один образ сновидения, будь то объект, персонаж или ситуация. Операция настолько частая, типичная и широко встречающаяся, что можно сказать, что ее участие в формировании образов сновидения и особенно его -персонажей весьма существенно. Один из первых и неизбежных этапов исследования сновидения заключается в систематическом и наиболее полном разложении образов сновидения, чтобы постарать­ся различить действительные ряды фигур или объектов, над которыми конденсация произвела свое могучее и властное завладевающее действие.

Конденсация осуществляет с персонажами сновидения самые неожиданные, чрезвычайно показательные дейст­вия, и ни одна сторона действительности не ускользает от ее вмешательства. Пространства и объекты легко подчиняются ей. Знакомая улица, появившаяся в сновидении, может соединить в себе другие места и пространства, близкие и далекие, встречающиеся недавно или давно. Но совершенно очевидно, что предпочтитель­ный материал для конденсации составляют слова и имена.

Конденсация происходит благодаря тому, что:
1) определенные скрытые элементы вообще опускаются;
2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения;
3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.
Из своих сновидений можно без труда вспомнить о сгущении различных лиц в одно. Так же смешиваются местности, предметы. Благодаря этому возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина, подобно той, что получается при печати нескольких снимков на одной фотопластинке. Работа сновидения стремится сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найти многозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться. При этом между скрытыми и явными элементами не сохраняется простого соответствия

Конгломерат черт, слогов, фактов, разрозненных частей, соединенных в образе сновидения в результате конденсации, тем труднее распутать и расшифровать, что различные его составляющие претерпели одновременно деформирующее воздействие процесса, называемого сме­щением. Он нарушает, порой снизу доверху, связь, существующую между элементом сновидения и его специфическим значением: главные, определяющие эле­менты трактуются во сне как нечто незначительное, полностью обесцениваются, в то время как элементы мелкие, второстепенные, незначащие обретают неожидан­ный вес, являются объектом впечатляющей переоценки.В своей небольшой работе "Сновидение и его интерпре­тация" Фрейд так описывает этот процесс:

"Во время работы, производимой сновидением, психи­ческая сила идей и представлений, служащих его предметом, переносится на другие, а именно на те, подчеркивания которых мы совершенно не ожидаем. Этот перенос психических акцентов приводит к затуманиванию смыла сновидения и делает неузнавае­мыми связи между сном явным и сном скрытым".[14]

Еще более резкую формулировку Фрейд использует в "Толковании сновидений": "Между материалом сновидения и самим сновидением происходит полная "переоценка всех психических ценностей” [15] Фрейд высказал мысль о существовании "психической силы", функцией которой является лишение "элементов высокой психической ценности их значимости", а с другой стороны — придание "через сверхоценку... куда большего значения элементов минимальной важности, так что последние получают возможность проникнуть в сновиде­ние". Полностью запутывая распределение психических значимостей, сея смуту во взаимоотношениях ценностей, смещение играет определяющую роль в деформировании сновидения и через это оказывается тесно связанным с работой "цензуры по внутренней психической защите".

Деформация сновидения и смещение его образов достигают предела, когда обращенной оказывается сама структура сна. Под смещением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытые мысли, т.е. является сокращенным переводом последних. Обратного - чтобы явное было больше скрытого по объему и содержанию не бывает никогда.