Смекни!
smekni.com

Фрейдистская концепция сновидений и современная наука (стр. 8 из 9)

Картина сновидения, представленная Фрейдом, сложна и разнооб­разна: желание, галлюцинаторное удовлетворение, воз­вращение торможения, картины, аффекты, подвижность энергии, примитивные образы мыслей, детские структу­ры, филогенетическое наследство, незнание понятия "нет" и противоречий, предохранительные клапаны и т.д. Однако по сравнению с сознательной мыслью сон характеризуется слабостью и многими недостатками. Фрейд пишет: "Сновидение в своей работе не мыслит, не рассчитывает; в целом можно сказать, что оно не рассуждает, а удовлетворяется трансформированием".

Принцип средоточия сновидения, несущий в себе нечто важное, мощную силу деятельности сна, о которой становится известно все больше как о созидательной составляющей процесса, так и о тесных связях между воображением и рациональностью, — все это позволяет считать, что мысль сновидения занимает особое и существенное место. Это становится еще более ясным, если сравнить ее с сознательной мыслью: последняя в первую очередь репрезентативна, она является мыслью о чем-то, ориентирована на объект и внешний мир, который она адсорбирует и который адсорбирует ее. Ее можно назвать объективной, внешней и не принадлежащей самой себе. Мысль сновидения остается по ту сторону представления, выражающегося в потоке картин, она ориентирована на внутренний мир, то есть на себя, и полностью саму себя представляет. В этом таинственном повторе, характеризующемся формулировкой, "представ­ляет саму себя", формируются зачатки субъекта. Мысль сновидения работает на субъект, служит той силой, которая создает ядро субъективности. Таким образом, помимо своей трансфор­мирующей функции сновидение выполняет задачу по формированию, в полном смысле этого слова: в сновидении субъект обретает форму.

Речь не идет о том, чтобы устанавливать какое-либо подобие или даже совпадение между средоточием сновидения, постулированным Фрейдом, и тем, что может быть названо средоточием субъекта, зародышевым образованием, где берет начало субъективность. Но можно считать, что эти две гипотетические фигуры, связанные с наиболее таинственными проявлениями деятельности сновидения, имеют некоторую близость или точку пересечения. Сознательная мысль в своем изнури­тельном столкновении с внешним миром, который опустошает ее, обездвиживает, заставляет разрываться, делать исключения и ввергает в страшные и неразреши­мые логические противоречия, — все это имеет так много общего с работой влечения к смерти — находит поддержку и пополнение в мысли сновидения, действую­щей в эротическом плане через объединение и вовлечение. Фрейд утверждает, что личность видящего сны распределяется на все персонажи, а также на объекты и предметы, появляющиеся в сновидении.

Остаточное Я сознания спящего дало множество персонажей сновидений, все они имеют один общий внутренний источник — сновидение.

ЧАСТЬ№2.СНОВИДЕНИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

1.Теории сновидений.

a). Сновидения осуществляют связь с миром сверх естественных существ и приносят откровения со стороны богов и демонов.(первобытное понимание).
b).Сны представляют собой отголоски скрытых детских фантазий ,являются проявлениями бессознательных желаний. (Зигмунд Фрейд).
c). Через подсознание человеку передаются от предков образы и впечатления, впоследствии находящие отражения в сновидениях (Карл Густав Юнг).
d). Во сне происходит хаотическое растормаживание клеток мозга - нейронов, реализующееся в "Небывалых комбинациях бывалых впечатлений" (И.М. Сеченов).
f). Содержание сновидений зависит от различных раздражений, поступающих в мозг спящего от внутренних органов. Во время сна, когда мозг "отключен" от анализа внешней среды, порог для проникновения импульсов от внутренних органов снижается и человек может воспринимать те из них, которые в бодрствующем состоянии еще мозгом "игнорируются".

З.Фрейд также приводит свою классификацию теорий сновидений.

a) Первобытное представление

b) В сновидения продолжается вся психическая деятельность бодрствующего человека.

c) В сновидениях происходит понижение психической деятельности человека.

d) Сновидения – это особая психическая деятельностью

2.Современный метод толкования сновидений.

Данный метод состоит из четырёх этапов.

1 Поиск ассоциаций

2 Привязка образов из снов к внутренней динамике

3 Толкование

4 Отправление ритуалов с целью конкретизации сна

Фаза первая посредством поиска ассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появ­ление в нашем сне определенных образов, образуется основа для толкования сна. Каждый сон состоит из цепочки образов, так что работа начинается с определения того, что означают эти образы.

Для каждого возникшего во сне символа бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснят его значение Бессознательное содержит в себе информацию по каждому порожденному им символу, следовательно, симво­лический язык бессознательного можно расшифроровать. Решение этих проблем начинается с осмысления ассоциа­ций которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.

Фаза вторая находятся те части наших внут­ренних "я", которые представляют образы из сна ,динамическую работу, символизи­рующую ситуацию из сна.

Третья фаза - толкование складывает воедино информацию, полученную в ходе двух первых фаз, и смысл сна, взятого как единое целое, осознается.

Фаза четвертая используются определённые ритуалы, которые сделают сон более осознанным, более четко доне­сут его смысл до нашего разума и придадут ему конкреность непосредственного физического ощущения. Ритуалы- это фазы физического действия. Они используются для установления связи между разумом и бессознанием. Ритуалы переводят символы сновидений в конкретные действия.

Принципы толкования сновидений.

-Используется незнакомое ранее толкование сновидений

-Необходимо рассматривать сновидения как предупреждение

-Необходимо избегать льстивых сновидений

-Необходимо избегать толкования сновидений снимающих ответственность.

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1) Фрейд предлагает в анализе сновидений метод свободных ассоциаций. Всякая критика в момент обнаружения ассоциаций должна быть блокирована.

2) Человек изначально бисексуален. В сновидении бессознательное вновь разделяется между мужским и женским началом.

3) Сны наделены смыслом отличным от смысла дневных мыслей.

4) Метод Фрейда –это преобразование сложного к простому и архаичному.

5) Сон, по Фрейду, есть физиологическая потребность. Человек видит во сне исполнение своих желаний в замаскированном или явном виде, и таким образом сновидения держат его в покое во время сна.

6) Все попытки толковать сновидения чаще всего связаны непосредственно с его явным содержанием, с тем, что нами вспоминается по пробуждении в виде порою отчетливого, а чаще расплывчатого воспоминания. С точки зрения Фрейда, за явным содержанием имеется скрытое, добываемое с помощью метода психоанализа, и отражающее действительные, но замаскированные сновидением мысли.

7) Сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений, путем галлюцинаторного удовлетворения.

8) Задачей расшифрования снов является перевод символов, образов на понятный для восприятия язык.

9) Интерпретация сновидений позволяет выявлять скрытые мысли и расшифровывать их.

10) Сновидение охраняет сон, мешает внутренним и внешним факторам вызвать пробуждение.

11) В снах отражаются скрытые желания, основой которых является подавленная сексуальность. Однако, Фрейд против чистой сексуальной основы снов.

12) В структуре сновидения З.Фрейд выделял средоточие, определяющее основу для анализа сна.

13) Работа сновидения заключается в смещении, конденсации, формировании образов, обращении и смещении в свою противоположность, изменении логических связей, вторичной обработке и образовании символов.

14) Реальные факты и события жизни заменяются символами, большая часть из которых связана с сексуальным влечением человека. Символика сновидений похожа на символику мифов, сказаний, имеющих знаки с установленными вековыми традициями.

15) Цензура сновидений деформирует образы сна, которые запрещены сложившейся моралью и переводит их в скрытые мысли и в язык символов.

16) Сновидения архаичны и инфантильны: связаны с детскими переживаниями и филогенезом.

17) Источниками сновидений могут быть переживания предыдущего дня ,а также инфантильные, соматические и типические сновидения.

18) З.Фрейд выявил структуру обеспечивающую деятельность сновидений и назвал её пси-системой, сравнивая её с рефлекторным аппаратом.

19) З.Фрейд допускал возможность телепатических сновидений, на которых также действует все механизмы цензуры.

20) Толкование сновидений является “царским путём” для изучения глубинных свойств сознания человека.

21) Для З.Фрейда толкование сновидений стало частью его самоанализа, обнаружения своих комплексов и самолечения.

22) Современный метод толкования сновидений предполагает четырёхэтапный подход: поиск ассоциации, привязка образов к внутренней динамике, толкование, ритуал.