Смекни!
smekni.com

Психологические особенности следственных действий (стр. 5 из 10)

Но большей частью следователю приходится иметь дело со свидетелями, непроизвольно запомнившими факты. Непроиз­вольное запоминание не обязательно должно быть не­полным и неточным. Многочисленные исследования показали, что оно способно давать обильный и достоверный материал для свидетельских показаний, а при активной, содержательной и осмысленной деятельности свидетеля может быть даже надежнее произвольного.

При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно, то информация заучивается. В этом случае при словесном оформлении воспринятого и мыслей о нем, особенно если воспринимавший знает, что ему предстоит давать показания и мысленно вспоминает или же делится своей информацией и переживаниями по поводу ее с окружающими.

При непроизвольном же запоминании закрепление впечатлений происходит само собой, без усилий со стороны воспринимающего. Допрашивать приходится чаще именно таких лиц, но практика показывает, что и такое запоминание обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.

Именно на непроизвольное запоминание большое влияние оказывают эмоции. Когда явление и события затрагивают чувства, то мыслительная деятельность воспринимавшего протекает более активно, заставляет постоянно возвращаться к пережитому. Однако, как отмечалось, слишком бурное переживание событий может оказывать отрицательное воздействие как на само восприятие, так и на сохранение его в памяти или же существенно искажает его.

На сохранении воспринятого в памяти сказываются и многие другие обстоятельства. Воспоминания бледнеют, стираются и вовсе утрачиваются под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий. Когда их материал сходен или связан с расследуемым событием, возникает опасность смешения восприятий, подмены части информации, полученной из одного источника, све­дениями, почерпнутыми иным путем (беседы с другими свидете­лями, слухи, сообщения прессы и т.п.).

Забывание,- процесс, обратный запоминанию. Существует кривая, полученная в результате экспериментальных данных. Забывание информации, не основы, а деталей особенно интенсивно в течение первых двух часов. Спустя 9 часов сохраняется 40% информации, спустя 24 часа - 35%, через месяц - 30%.

В связи с этим понятны рекомендации о безотлагательном допросе очевидцев. Чем раньше лицо будет допрошено, тем с большей вероятностью от них будет получены полные и достоверные показания. Но из этого общего правила бывают исключения.

Иногда показания, данные непосредственно после события преступления, являются неполными, непоследовательными. Это объясняется явлением реминисценции. Сущность ее в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих 2-3 дней происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. Явление реминисценции имеют довольно большую распространенность у детей и у 40,5% взрослых. Поэтому рекомендуется проводить повторные допросы ввиду недостаточной полноты.

Явление реминисценции лишний раз подчеркивает, что воспринятая информация подвергается определенной переработке, выражающейся в подборе и отборе материала, выявлении и обобщении главного, появлении новых элементов, привнесенных из прошлого опыта и утраты части признаков, что обусловлено интересом воспринимавшего к тем или иным сторонам происшедшего, степени понимания ситуации, объемом и направленностью внимания. Чем больше опыт, знания, шире интеллект воспринимавшего, тем точнее информация после ее переработки в сознании.

Следует учитывать, что на стадии переработки возможно искажение информации в результате внушения и самовнушения. Это имеет место, когда воспринимавший учитывает мнение знакомых, родственников, неполная информация может додумываться, неясные места заполняются воображением и желаемое или предполагаемое выдается за действительное.

Однако, несмотря на возможность определенного искажения или потери информации общепризнанно, что человеческая память при обычных условиях обладает достаточной точностью и достоверностью, что и позволяет считать показания одним из основных видов доказательств по уголовным делам.

Процесс припоминания имеет место уже при получении свидетелем вызова на допрос. Однако это не механическое возобновление ранее воспринятого материала.

Думая о предстоящем допросе, свидетель мысленно возвраща­ется к прошлому, стремясь наиболее точно вспомнить, как было дело, рассказывает об этом своим близким. Замечая пробелы в своих воспоминаниях, он часть из них оставляет не восполненными или вспоминает забытое позднее. Известная часть пробелов памяти неосознанно восполняется иными представлениями, на основе опыта и знаний свидетеля, подобно тому, как происходит заполнение пробелов в восприятиях. Иногда отдельные детали совмещаются во времени и пространстве, их действительная последовательность или взаиморасположение нарушается, происходит замена одной части воспоминаний другой, объединение того, что произошло раздельно, и разъединение того, что факти­чески было связано между собой.

Такая работа мысли приводит свидетеля к построению суждений и умозаключений, которые сам он расценивает как информацию якобы воспринятую им непосредственно. На самом же деле она зачастую является производной.

3 этап: воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.

Этот этап относится к процессуальному этапу формирования показаний, возникает при производстве по уголовному делу. Он начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процессе изложения на допросе ранее воспринятой информации. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.

Запечатленный материал в памяти человека содержится в различной готовности к воспроизведению. Различают актуальный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации достаточно только намерений лица) и латентный слой запечатлений (для воспроизведения этой части информации требуются специальные приемы).

В первом случае достаточно предложения дать показания и это предложение по принципу условного рефлекса, вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминания допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.

В психологии изменения, которым подвергаются запечатленный и затем воспроизводимый материал, называется реконструкцией. Реконструкция не является полным, но, по сути, правильным отражением воспринятого.

Латентный слой воспоминаний - это временно забытая информация, а также та часть сведений, которая была воспринята на уровне первой сигнальной системы. Здесь важную роль играют воспоминание и припоминание. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе дачи показаний. Не случайны рекомендации уголовно-процессуального кодекса о начале допроса со свободною рассказа, так как это способствует активизации латентного стоя воспоминаний.

Из этого следует важный тактический вывод: не следует без крайней надобности прерывать свободный рассказ допрашиваемого, так как вопрос рассеивает его внимание, нарушает ход мысли, мешает припоминанию фактов.

Точность передачи информации зависит от того, насколько хорошо владеет свидетель устной и письменной речью, от богатства его языка, способности правильно выражать свои мысли. Но даже при высокой культуре речи нередко наблюдается значительная разница между тем, что думал свидетель, и тем, что он сказал.

Словесное оформление помимо содержания информации включает в себя оценку допрашиваемым точности и достоверности своих показаний. Уверенность или неуверенность в правильности сообщенного свидетель выражает словами "по-видимому", "смутно припоминаю", "кажется", "ясно помню". Эти речевые оттенки могут свидетельствовать о (возможности ошибок, о большей или меньшей степени точности показаний, что должно учитываться при определении пределов их проверки).

Нужно, однако, иметь в виду, что субъективное отношение свидетеля к сообщаемой информации далеко не всегда отвечает действительному положению вещей и очень часто определяется свойствами его личности (самоуверенность застенчивость и пр.).

Теорией и практикой разработаны специальные приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти.

В тех же целях с участием свидетеля могут проводиться и специальные следственные действия (осмотр вещественных доказательств или места происшествия, выход на место, предъявление для опознания и др.).

Однако помощь свидетелю в припоминании забытых фактов не должна содержать никаких элементов внушения. Внушение может быть в виде:

1 .Прямых утверждений допрашиваемого, сопровождаемое требованием или увещанием подтвердить или опровергнуть тот или иной факт.

2.Вольных или невольных подсказок в виде намеков, наводящих вопросов, в которых уже содержится часть ответа.

З.В виде мимики, жестов, реплик, замечаний следователя, в которых он явно выражает свое отношение к показаниям.

Внушению более подвержены люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также находящиеся в состоянии утомления. Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии.