Смекни!
smekni.com

Психологические особенности следственных действий (стр. 8 из 10)

В процессе обыска есть возможность усиливать элементы психологической напряженности обвиняемого, чтобы легче заметить "критические точки". Такой метод в криминалистической науке и практике получил название "словесная разведка". Суть его в том, что следователь (или работник, органа дознания) спрашивает обыскиваемого о расположении помещении, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.д. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель - словесный, который еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакцией. Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Например, следователь, подойдя к столу и обнаружив, что его ящики на замке, опрашивает: кто пользуется этим столом, что в нем находится, почему он заперт?

Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый, члены его семьи при приближении обыскивающего к месту укрытия устраивали ссоры, эксцессы, проявляя истерические реакции, симулировали внезапное ухудшение состояния здоровья и т.п. Это делалось, чтобы отвлечь внимание участников обыска, приостановить или не допустить опасное для обыскиваемого развитие событий, могло свидетельствовать о невозможности оправиться с возникшей психологической напряженностью.

Такого рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения; в-третьих, внушить представление о нецелесообразности поис­ков на определенных участках помещения, о не существенности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя "Что находится в чулане?" жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.д. Немаловажен и психологический аспект анализа внешней обстановки. Понимаемая в самом широком смысле слова, она отражает многие особенности личности ее социального статуса, материальное и общественное положение человека, его культурный уровень, потребности, интересы, склонности, нравственные представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого предметов, резко не соответствующих его материальному положению долж­но привлечь внимание следователя. В ряде случаев целесообразно получить по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их жилище.

В криминалистической литературе имеются рекомендации относительно проведения повторного и даже неоднократного обыска у одного и того же лица, если первый не дал положительных ре­зультатов. Эффективность повторных обысков психологически вполне объяснима. Нередко обвиняемый, у которого в ходе перво­го обыска ничего не обнаружили, успокаивается, возвращает вре­менно перепрятанные ценности, добытые преступным путем к себе домой.


Вопрос 5. Психологические особенности опознания.

С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо воспринимает предъявляемые ему объекты, сравнивает их о мысленными образами объектов, воспринятых им ранее, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии, опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий: подготовительной предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, приметах, по которым они могут их опознать и основной (само опознание). В связи с тем, что психологические закономерности опознания начинают действовать уже в подготовительной стадии, целесообразно начать рассмотрение именно с нее.

В процессе допроса, предшествующего опознанию, следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую характеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов.

Человек воспринимает какие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет их с имеющимися у него образами. При подготовке и проведении опознания нужно учитывать ряд объективные и субъективных - факторов. К объективным относятся условия, при которых происходило восприятие, характеристика воспринимаемых объектов. Очевидно, что расстояние, условия освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Например, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течении очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания. Вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие.

На опознание значительное влияние оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно. Если потерпевшие, свидетели хорошо знают преступника, опознание не нужно вовсе.

Психология опознания в немалой степени определяется особенностями личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он находится. Это может быть потрясение, растерян­ность, гнев, стыд, ненависть и т.д. Эмоциональные переживания нередко сочетаются с готовностью помочь следствию, в частности, изобличить преступника. Бывает, что опознающий боится мести преступника, его соучастников, родственников, друзей.

Кроме того, опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно, если он несовершеннолетний, престарелый, больной) в связи с возможным его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения: И, наконец, возможно опасение ошибки при опознании.

Процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемые объектов, анализ следственной практики показывает, что чаще всего объектом опознания является человек. При этом он может восприниматься не­посредственно или опосредованно (например, по фотографическому изображению, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические возрастные, национальные особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не вое, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движение, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму рта, лба, бровей, губ, подбородка, цвет глаз.

Нередко потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые строго говоря, не относятся к физическим признакам человека.

Наибольшую ценность при восприятии и последующем опознании имеет восприятие индивидуальный признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску и опознанию.

Нередко в процессе расследования возникает необходимость в опознании вещей, предметов (орудия преступления, вещи, ценности, принадлежащие потерпевшим и т.д.). В таких случаях важно получить сведения о назначении, наименовании, марке, типе, форме, размерах, цвете, индивидуальных особенностях.

Допрашивая лиц до производства опознания, важно получить данные о субъективных факторах восприятия: эмоциональном и психофизиологическом состоянии потерпевшего, свидетеля (зрение, слух, обоняние и т.д.), его памяти, состояниях, испытываемых в момент восприятия (волнение, страх, растерянность и т.д.). Так по уголовному делу об изнасиловании показания потерпевших о росте и возрасте преступника сильно отличались друг от друга. По словам одних, преступник был низкого роста, лет 40; по словам других - высокий лет 20; третьи определяли рост преступника как средний, в возраст - в 30 лет. Анализ показал, что потерпевшие в момент восприятия находились в состоянии сильного душевного волнения, страха (преступник неожиданно нападал, закрывал им рот и нос, отчего они теряли сознание). Естественно, что такие неблагоприятные субъективные факторы значительно искажали восприятие.

Восприятие, на основе которого строится в последующем познание, зависит также от самых различных личностных (психологических и физических качеств). Можно указать на некоторые из таких зависимостей, возраст потерпевшего свидетеля способен оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица. Так несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет) называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются "молодыми людьми".