Смекни!
smekni.com

Психология А. Маслоу (стр. 2 из 3)

Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определен­ная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Эти потребности можно представить в виде следующей пирамиды :

Потребность в уважении
Любовь, принадлежность
Потребность в безопасности
Физиологические (сон,еда и т.д.) потребности

Вся жизнь человека состоит в продвижении по этим ступеням, и лишь немногие (около 1% от всего населения), по мысли А.Маслоу, достигли вершины этой пирамиды.

3. Проблема мотивации.

В теории А.Маслоу, так же как в концепции Г.Олпорта, центральное место занимает проблема мотивации. В противоположность фрейдистам, исходящим из положения о непримиримой антагонистичности индивида и общества, о врожденной эгоистичности, антисоциальности человека, Маслоу доказывает, что социальность заключена в самой природе человека, что люди обладают на­стоятельными потребностями в общении, сопринадлежности, любви, уваже­нии, которые имеют «инстинктиноидную» природу, специфическую для чело­веческого рода. А.Маслоу интерпретирует действительную социальность че­ловека, считая ее биологическим свойством человеческого вида.

Антропологизация личности проявляется и во взглядах Маслоу на строение мотивационной сферы человека. Наиболее существенные для побуждения мотивы : 1) дефицитарные (за ними стоят потребности в пище и т.д.), они снимают напряжение и 2) бытийные, побуждающие человека подниматься над рутинным течением жизни, застав­ляющие защищаться, бороться за истину, честность и т.д. Жизнь в соответствии с 1-ым типом мотивов превращает человека в простого респондента, «реагирующего на обстоятельства». Бытийный образ жизни включает в себя наиболее значи­мые и волнующие моменты человеческого существования, а также моменты величайшей зрелости, проявляющиеся в подлинной индивидуальности и наполнен­ности высоким содержанием жизни. Выдвигая идею об иерархическом строении мотивов, он считает, что неудовлетворение базальных потребностей порождает неврозы и психозы.

Над уровнем этих основных побуждений надстраивается метамотивационный уровень - уровень потребности в истине, добре, красоте, справедливости и единстве. Все они, по словам Маслоу, связаны со структу­рой человеческого организма и опираются на определенный генетический ба­зис.

Побуждениям человека Маслоу приписывает те же характеристики, кото­рыми Фрейд наделил импульсы «Оно». Они носят бессознательный характер и, помимо воли человека, определяют его действия. Теория Маслоу отрицает поэтому необходимость целенаправленного формирования потребностей чело­века. Не находит в ней отражения и факт непрерывного развития мотивацион­ной сферы индивида как в онтогенезе, так и в ходе исторического развития общества.

Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и бо­лее высокие потребности (в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элеметнарные. Не только кри­тики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в са­моактуализации или самоуважении являлась доминирующей и определяла по­ведение человека несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потреб­ностей. Стоит только вспомнить многочис­ленные примеры из жизни деятелей науки, искусства, творивших, несмотря на постоянные лишения, моральные страдания, чтобы стала очевидной неадек­ватность первоначальных взглядов Маслоу действительному характеру человеческих потребно­стей. Проведя исследование в националь­ном масштабе, голландский психолог Ж.Хейзинга пришел к заключению, что все перечисленные Мас­лоу потребности наличествуют у представителей всех социальных групп и потреб­ность в самоактуализации у индивидов, находящихся на низших уровнях в ие­рархии профессий, могла быть даже сильнее, чем у лиц, стоящих на верхних ступенях этой иерархии.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой пирамиды потребностей, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и по­требности развития (самоактуализации).

В то же время большинство представителей гуманистической психологии, дополняя и развивая теорию иерархии потребностей, приняло термин «самоактуализация», введенный Маслоу, как и его описание «самоактуализирующейся личности» без особых возражений.

Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Маслоу выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание – «пик-переживание» или длительное – «плато-переживание».

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому че­ловеку присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центри­рованные на задаче, а не на себе. В то же время им свойственно и

стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность по­нять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессоз­нательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стрем­ление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации. Ведь любое общество стремится превратить чело­века в своего шаблонного представителя, отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность лично­сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными, считал Маслоу, являются иденти­фикация во внешнем плане, в общении с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь между личностью и обществом.

Изучение психологически здоровых и творческих личностей, составляю­щих объект исследований Маслоу, побудило его сделать вывод, что среди многообразных свойств «самоактуализирующихся» людей ведущее место за­нимает концентрация их внимания не на собственной персоне, не на узкоинди­видуальных интересах, но на более широких общественных целях. Такие люди, по словам Маслоу, как и все остальные, испытывают чувства вины, тре­воги, но беспокоит их не собственная судьба. Они стыдятся промахов рода, культуры или группы, с которыми они отождествляют себя, тревожатся о рас­хождении между действительностью, как она существует и какой должна быть. Представляется, что такой общественной направленностью личности оп­ределяется позитивный критерий распознавания самоактуализирующихся ин­дивидов – их стремлением не к безопасности, не к защите себя от окружаю­щего мира, но к «полному использованию и развитию своих талантов, способ­ностей, потенциальностей и т.д.» . Характерные черты таких индиви­дов – четкое, ясное восприятие действительности, способность правильно су­дить о людях. В искусстве, науке, политике, обыденных делах они быстро ори­ентируются, усматривают скрытые возможности. Поражает свежесть, нешаб­лонность их восприятия. Четкость восприятия и познания позволяет им пра­вильно предсказывать ход событий. «Самоактуализирующихся» людей не пугает новое, неизвестное, а наоборот, оно привлекает их. Вот почему, по­ясняет Маслоу, такие люди в области науки выступают как новаторы в отли­чие от множества ученых, обладающих высоким интеллектом, но из-за робо­сти, тревожности, приверженности к установивщимся мнениям и из-за других подобных недостатков характера занимающихся лишь известным. Характер­ная для самоактуализирующихся людей творческая направленность является, согласно Маслоу, универсальной характеристикой их личности.