Смекни!
smekni.com

Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте (стр. 15 из 23)

6. Стремление матери игнорировать взросление детей, преувеличенное представление о слабости ребенка, минимальное количество обязанностей в семье, чрезмерное потворствование его желаниям способствует формированию недоверия и осторожности по отношению к людям, основанных на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Чем сильнее эмоциональное отвержение подростка, нежелание иметь с ним дело, поверхностный интерес к его делам, тем меньше убеждение подростка в том, что он - плохой, поступает зло, и менее у него угрызений совести.

8. Чем больше сдвиг в установках матери по отношению к подростку в зависимости от его пола, чем выше предпочтение его мужских качеств и отрицание женских качеств подростка, обуславливающих формирование таких типов воспитания как потворствующая гиперпротекция или эмоциональное отвержение, тем более выражена оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета, тем более свойственны подросткам зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

9. Чем более подросток сталкивается у себя дома с такими межличностными отношениями, когда родителей интересует не столько как воспитывать ребенка, сколько кто прав в воспитательных спорах или когда родители стремятся удовлетворять любые желания ребенка, выше агрессивная направленность подростка.

10. Чем более свойственно подростку не иметь обязанностей в семье, причем родители аппелируют к тому, что заставить его что-нибудь сделать по дому невозможно, тем выше уровень враждебности подростка.

11. Условиями проявления раздражения и негативизма являются повышенная неуверенность матери, которая чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции, вынесение конфликтов между супругами в сферу воспитания, являющееся также причиной типа воспитания, соединяющего потворствующую гиперпротекцию матери и отвержение или доминирующую гиперпротекцию отца, что представляется подростками, как чрезмерная опека, потворствование, и что вызывает агрессивные реакции в форме враждебности, раздражительности и негативизма.

12. Условием проявления физической агрессии являются опасения матери относительно самостоятельности ребенка, стремление к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка, на фоне эмоционального отвержения подростка, причиной которого является то, что мать видит в ребенке отрицательные черты, наличие которых она ощущает у себя, но не признает этого.

13. Условиями проявления вербальной агрессии, подозрительности и обиды является игнорирование со стороны матери потребностей подростка, особенно в эмоциональном контакте, общении с ней, в ее любви, на фоне потворствующей или доминирующей гиперпротекции, которая возникает, как правило, при нарушениях супружеских отношений и может быть следствием возникшего страха перед нарастающей самостоятельностью ребенка. Все способствует возникновению ощущения у подростка отсутствия эмоциональной близости с матерью, требования к нему матери, с одной стороны, кажутся непомерными, не соответствующими его возможностям, с другой стороны, мать стремиться игнорировать его взросление, обращаясь с ним как с ребенком. Все это обижает подростка, проявляется в недоверии и осторожности и выливается в вербальной агрессии.

14. Гиперпротекция, прямо или опосредованно присутствующая в выявленных факторах, и потворствование являются несомненным условием формирования подростковой агрессии; физической и вербальной, обиды, раздражения, подозрительности и негативизма, что вполне объяснимо особенностями подросткового возраста, формируемым чувством взрослости, которое мать боится и игнорирует. Проявления агрессии подростков можно отнести к симптомам нормативного кризиса подросткового возраста, кризиса отношений (по Д.Б. Эльконину).

15. Условием, формирующим такие агрессивные формы поведения как обида, подозрительность и вербальная агрессия, являются чрезмерные требования матери, игнорирование его взросления, отсутствие у подростка ощущения любви матери, близости к ней, т. е. им необходима та идеальная любовь, о которой писал Э. Фромм, что ребенок любим матерью просто за то, что он есть, материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность.

Таким образом, гипотеза исследования, что можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды, подтвердилась

3.3 Рекомендации учителям и родителям по снижению агрессивного поведения у подростков

Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое влечение[66]. Тяжесть агрессивных проявлений можно определить по ряду параметров:

1. Частота и легкость их возникновения. Чем мощнее аффективная патология ребенка, тем больше возможности возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них — крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т.д.

2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.

3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкое влечение к агрессивным действиям.

4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В части случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других, более тяжелых случаях, ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.

5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых - это проявление физической ауто- и гетероагрессии, представляющих реальную опасность.

6. Степень осознаваемости агрессивных действий. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Они практически не поддаются психологической коррекции.

При попытке психологической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.

На основании работы И.А. Фурманова предлагается осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии. Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистические наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность поведения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимозоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.

Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие когорты: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.

Выбор стратегий психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, учитывать закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере — катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере — мотивацию, новый эмоциональный социальный опыт, подкрепление. Поэтому необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения: