Смекни!
smekni.com

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы (стр. 2 из 11)

Вторым немаловажным элементом физического облика человека являются жесты, по которым можно судить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, о желании этого человека, о его состоянии.

Согласно наблюдениям М.Кроута, изложенным А.А.Бодалевым [4, с.103], существует связь между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями. Так, например, пальцы, сведенные кончиками вместе, означают покорность, смирение; палец у губ – стыд; палец, зажатый обвившими его пальцами другой руки, - самоободрение.

Исследователь М.Гельм [4, с.104] считал, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и беспокойства, которые заключаются в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос.

Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Она характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Изучением механизма ходьбы и исследованием походки занимались Н.А.Бернштейн [3, с.18], А.Вебер, Дж.Браун, К.Энке, С.Фишер, Р.Покорны и др. Так, Р.Покорны в работе «О выражении человека в походке» указывает, что раскачивание при ходьбе – признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых случаях раскачивающаяся походка свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нарушение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоянии или чертах характера. Необычно большие шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого человека могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о желании отдалить встречу с кем-то.

Еще одним компонентом физического облика, который влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих, является голос. Голоса людей различаются по высоте, тембру, манере произношения и являются довольно тонким инструментом выражения состояния их владельцев.

Г.Олпорт, по утверждению А.А.Бодалева [4, с.107], считает, что голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит.

По мнению автора дипломной работы, голос действительно может «выдать» переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека.

Помимо признаков, образующих физический облик человека, компонентом внешнего облика являются его одежда, прическа, украшения. От оформления облика человека также зависит характер впечатления, которое складывается о нем у воспринимающих его людей.

И завершают систему проявлений физического и в определенной мере духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем, движения и действия. Они совместно с поступками составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди приникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Правильной оценке выразительных движений партнера и его личности в целом способствует наличие факторов адекватного восприятия человека человеком:

а) полнота научных знаний о человеке и обществе;

б) широта представлений о человеке, его эмоциональном состоянии, мотивах поведения, подчеркнутых из художественных произведений;

в) широта межличностных контактов и их анализ;

г) психологическая грамотность.

Возвращаясь к особенностям, образующим внешний облик и поведение человека, необходимо отметить, что они могут нести не только осведомительную, но и регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. В соответствии с этим А.А.Бодалев [4, с.92-93] выделяет следующие функции правильного восприятия человека человеком:

1) Осведомительная функция – система знаний о другом человеке, которая при нормальном течении процесса совместной деятельности, при реализации человеком целей, которых он хотел бы достичь, общаясь с другим человеком, носит осведомительных характер.

2) Регулятивная функция – информация, участвующая в регулировании поведения человека по отношению к другому.

Исходя из сказанного, всю информацию, поступающую в процессе взаимодействия с другим человеком можно условно разделить на группы в зависимости от ее содержания, способов хранения и целей использования:

а) общеосведомительная информация – это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время, используется при оценке возможностей этого человека;

б) ограниченная осведомительная информация – информация о готовности другого человека к деятельности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;

в) текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека.

На важность умения понимать другого по внешним проявлениям его эмоционального состояния, внешнему рисунку его поведения указывали Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Н.К.Крупская считала, что опыт преднамеренного наблюдения за состоянием окружающих надо формировать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она указывала, что объектам организованных педагогами наблюдений должны быть представители старшего поколения, дедушки и бабушки, близкие и родственники детей [5, с.24-26].

А.С.Макаренко отмечал, что видеть хорошее в человеке всегда трудно; оно слишком прикрыто повседневностью. Вместе с тем «пониженное представление» о другом сдерживает развитие отношений заботливости, тактичности [5, с.27-29]. В педагогике методики формирования у подростков и старших школьников разрабатывались К.В.Гавриловец. Это методики «Расскажи мне обо мне», методика независимых характеристик [5, с.18].

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что в последнее десятилетие XX в. все больше и больше ученых включаются в разработку данной проблемы – проблемы познания людьми друг друга. Их исследования создают предпосылки для успешного формирования у человека знания других людей, для постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Помимо этого, говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо видеть, что это познание связано с установлением и сохранением коммуникаций, в процессе которых люди выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами и субъектами. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями об обществе, о человеке и его сознании. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства – одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.

1.2 Теоретические основы организации преднамеренного

восприятия другого в младшем школьном возрасте

Ряд исследователей (В.В.Зеньковский, Т.И.Гаврилова, Е.И.Кульчицкая, В.А.Сухомлинский) в обучении детей пониманию другого (умению определить по выражению лица, звучанию голоса, позе и т. д. состояние, настроение, самочувствие человека, особенности его отношений) видят важный механизм развития их социального опыта, социальных чувств. Они отмечают, что социальное взаимодействие, чуткость, отзывчивость основываются на формируемой уже в дошкольном и младшем школьном возрасте направленности ребенка на восприятие элементов облика другого человека. Процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого. «На этой стадии восприятие уже превращается в специфическую, теоретическую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого», - отмечает С.П.Рубинштейн [28, с.226]. Преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. Случаи «социальной тупости» среди детей, по мнению известного психолога и педагога В.В.Зеньковского [7, с.163], исследовавшего психологию детства, нельзя преодолеть интеллектуальными способами. Если мы говорим детям, что нам тяжело, трудно и т. д., то наши речи действительно не вызывают никакого движения любви к нам в детях. Выслушав наши речи, они остаются равнодушными и холодными. Но если дитя замечает наше страдание, слышит его в голосе, видит в выражении лица и т. д., то без наших слов сердце его исполняется истинной и глубокой жалости.

Неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств у детей. Такой вывод содержится в работах Е.И.Кульчицкой [13, с.79], исследовавшей генезис гуманных чувств детей. Отмечая, что формирование исследуемых чувств – сложнейший процесс, для которого характерна определенная этапность, автор выделил ряд психических возможностей, на базе которых осуществляется гуманизация растущего человека. Исходным образованием выступает осознанное восприятие ребенком окружающих людей. Формирование этого умения тормозится с одной стороны детским эгоцентризмом, с другой – тяготением младших школьников к героическому, идеальному и равнодушием к обычным людям в их повседневности.

Восприятие человека человеком рассматривается в психологии как непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого.

Проблема восприятия и понимания людьми друг друга нашла свое отражение в работах Р.С.Немова, А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, В.Н.Панферова. Согласно Р.С.Немову [17, с.493-499], существуют следующие формы восприятия и понимания человека человеком: