Смекни!
smekni.com

Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы (стр. 4 из 11)

а) Ошибочным является представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Нельзя на основе внешнего облика судить о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее преднастраиваться на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку.

б) Эффект первичности.

Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.

в) Эффект новизны.

Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильно влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.

Поскольку восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и в труде, то, по мнению автора работы, следует обратиться к основным тенденциям развития восприятия, сформированным Т.А.Репиной [24, с.13-15]. Они проявляются в следующем:

1. С возрастом при воссоздании облика воспринимающего человека все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик.

2. С возрастом при воссоздании облика все более часто включаются в портрет другого человека описания черт его экспрессии как существенных признаков внешности.

3. С возрастом неуклонно падает включение в портрет воспринимаемого человека описаний элементов, образующих оформление внешности человека.

Таким образом, данные тенденции дают возможность говорить, что восприятие – это не нечто статичное, а постоянно усложняющееся и развивающееся явление.

Работая над проблемой восприятия человека человеком, А.А.Бодалев дал свою трактовку тенденций, отражающих специфику данного процесса [4, с.134-147]:

1. Воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, наблюдатель выделяет, прежде всего, рост, глаза, волосы, мимику, нос, особенности телосложения человека. Это объясняется тем, что данные признаки, по мнению субъекта познания, наиболее значимые элементы облика человека.

2. Устойчивый характер имеет тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни элементы и почти совсем не фиксировать другие.

3. Для восприятия других людей существенной особенностью является степень различения и осознания индивидом особенностей их выразительного поведения, т. е. имеет место неодинаковость восприятия одного и того же человека разными людьми.

Анализ выше изложенного дает возможность увидеть, что «красной нитью» через все эти тенденции просматривается одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания – обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке. Отражая облик одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему знаний о человеке и обществе, которая у них к этому времени сложилась. А т. к. она у каждого из них индивидуальна, то и характер осмысливания разными людьми одного и того же человека будет различным.

Итак, опираясь на положение современной науки, автором дипломной работы изложена сущность процесса восприятия человека человеком, отображены основные тенденции развития, раскрыты особенности и механизмы восприятия, его роль в процессе взаимодействия людей.

Анализ психолого-педагогической литературы предоставил возможность еще раз убедиться в том, что процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого, причем преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. В противном случае неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств и детей и тем самым способствует развитию «социальной тупости».

1.3 Художественная перцепция как процесс познания

человека школьником

Искусство – своего рода полигон для развития эмоционально-волевых, мотивационных и других аспектов личности. Мы учимся чувствовать, хотеть, относиться к другим людям через искусство. Мы учимся быть людьми через искусство.

А.А.Леонтьев

Знания о человеке вообще и о себе, в частности, субъект черпает из самых различных источников, среди которых многими исследователями (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, М.М.Бахтим, Б.С.Братусь, К.М.Долгов, М.С.Каган, С.В.Кондратьев, Б.М.Теплов и др.) отмечаются произведения искусства, которые, по словам С.Л.Рубинштейна, представляют собой овеществленные акты познания людьми друг друга.

Являясь художественной летописью деяний многих поколений людей разных времен, раскрывая внутренний мир личности, проникая в механизмы психики, искусство открывает возможность познания таких сторон действительности и таких сокровенных тайн человеческой психики, которые не могут быть столь же адекватно исследованы наукой.

Художественному видению открывается личность в целом, в совокупности и различных связях ее свойств и черт, в динамике развития. Благодаря органическому сочетанию в художественном образе единичного, особенного, всеобщего, он становится живым настолько, что, как писал М.Горький, «хочется потрогать его рукой». Тогда читатели, по словам В.Г.Белинского, радуются радостями литературных героев, мучаются их страданиями, рассуждают и спорят между собой об их судьбе, как будто дело идет о людях знакомых им [25, с.3].

«Художественный текст, - как отмечал Л.С.Выготский, - направлен на то, чтобы возбудить в людях мысль и эмоции и в этом своем качестве объективируется через восприятие и чувство читателя [5, с.15]. М.С.Салтыков-Щедрин считал, что под влиянием типов, созданных литературой, человек, незаметно для себя, приобретает новые привычки, постепенно вырабатывает из себя нового человека. При этом весь смысл литературы и ее изучения заключается не в накоплении сырых материалов познания, а в познании, истолковании мира, - с тем, чтобы улучшить мир и себя в нем [25, с.5].

Анализируя выше изложенный материал и опираясь на собственный опыт, автор работы склонен к мнению, что художественное произведение – это один из важнейших источников познания психологии человека. Читая их, можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души.

С точки зрения науки, процесс психологического познания человека в условиях восприятия его художественного изображения принято обозначать термином художественная перцепция. Более глубокому осознанию или осмыслению сущности данного понятия способствуют исследования Л.Н.Рожиной [26, с.26]. По ее мнению, художественная перцепция предполагает интерпретацию учащимися художественного описания внутреннего мира человека, его переживаний и размышлений; возникновение представлений об уникальности и ценности человеческой личности.

Это дает возможность еще раз подчеркнуть, что в основе литературы лежит познание человека, познание его психологии.

В ходе проводимых исследований белорусским исследователем Л.Н.Рогожкиной [25, с.31-42] были определены основные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении. В качестве таковых выступают:

1. Глубина – умение за внешними действиями и поступками, словами, невербальным поведением видеть их внутреннее содержание.

2. Широта отражения образа – умение раскрывать множество нравственных оттенков личности, выявлять многовариантность проявления одного и того же качества в разных условиях, анализировать свойства, характеризующие различные персонажи

3. Сложность – умение видеть то общее, что свойственно тем или иным литературным типам, и то особенное, неповторимое, что отличает их друг от друга.

4. Эмоциональность – возникновение эмпатии, выступающей в основных формах: сочувствия и сопереживания. Это умение поставить себя на место другого, увидеть его глазами то, что с ним происходит, испытывать потребность в благополучии другого.

5. Субъектность – отражение объекта как ценности, в основе которого лежит, с одной стороны, глубокое проникновение в образ, а с другой, - формирование определенного отношения к нему.

6. Эстетическая информативность- умение воспринять специфические особенности стиля писателя, его индивидуальности, интонацию его произведений.

Таким образом, проанализировав выше перечисленные параметры восприятия человека, изображенного в художественном произведении, можно сказать, что они предполагают наличие у учащихся определенной системы умений. Последняя в свою очередь обеспечивает доступ к постижению сложности человеческой личности, путей ее самовыражения: своеобразия каждого и одновременно того общего, что позволяет рассматривать художественный образ как способ исследования жизни.

Читая художественное произведение, индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.

В процессе исследований, проводимых Л.Н.Рожиной [27, с.3-16], было установлено, что более глубокое постижение характеров литературных героев включает постижение, раскрытие для себя:

- их убеждений и идеалов;

- потребностей и интересов;

- отношения к различным людям, событиям;

- жизненных ценностей;

- черт характера;

- особенностей эмоционального состояния;

- уровней притязания;

- привычек, традиций;

- подражаний.

Таким образом, раскрывая всю сложность мотивов, выявляя их динамику, связь с развитием личности, постигая их смысл, читатель-школьник значительно обогащает свой опыт самопознания и познания важных сторон духовного мира человека.