Смекни!
smekni.com

Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту (стр. 9 из 17)

Психологическая устойчивость - главное содержание психической готовности личности воина, она предполагает высокую надежность функционирования у него всех познавательных и эмоционально-волевых процессов в ходе воинской деятельности, особенно, при возникновении опасных для жизни, напряженных ситуаций.

Их выше изложенного можно сделать вывод, что военная служба по контракту предъявляет повышенное требование к личности солдат, матросов, сержантов, старшин в части их профессиональной подготовленности и пригодности.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный при медицинском освидетельствовании- годным к военной службе, по результатам профессионально психологического отбора, отнесенный к 1 или 2 категории соответствующий установленным требованиям;

· по общеобразовательному цензу;

· по уровню профессиональной подготовки;

· по уровню физической подготовки [ 47 ].

Гражданин, поступающий на военную службу по контракту должен:

· быть дисциплинированным и ответственным, способным работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с товарищами» уважительно относиться к старшим, командирам» свое поведение в бою и другой экстремальной обстановке строить на основе взаимопомощи и взаимовыручки;

· обладать разумной активностью и инициативой;

· уметь принимать решение при неполной и зачастую противоречивой информации, а также при дефиците времени;

· обладать эмоциональной устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, выносливостью к физическим и психическим перегрузкам (нервно-психической устойчивостью);

· обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на вое иную службу ( высокой военно-профессиональной направленностью).

1.4 Мотивация граждан, поступающих на военную службу по контракту

Люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение . Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направленности. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции- намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на основе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения [ 49].

Хотя термин "мотив" использовался достаточно давно, проблема мотивации в качестве самостоятельной проблемы психологии выделилась лишь в начале XX века. Однако интерес к мотивации не ослабевает и в настоящее время:"..если проследить тенденции развития современной психологии, то нетрудно увидеть, что ее логическим центром все более и более становится проблема мотивации. "Вместе с тем высказывается мнение, что "..исследователи поведения животных постепенно начинают понимать, что нет никакой необходимости в представлениях, связанных |с мотивацией. Понятие мотивации используется как мусорная корзина разного рода факторов, природа которых недостаточно понятна." [15].

Все это ориентирует психологию и на расширение фронта экспериментальных и прикладных исследований, и на углубление теоретического анализа основных положений теории мотивации.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов.

Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности бога и божественных деяниях. Вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделён разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалиетичеекие идеи, следует считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Первая появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором, Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики XVII—XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм,— продолжалось вплоть до конца XIX в. [ 9 ]

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии — появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие гуманитарные науки. Своим учением Ч. Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции Ч. Дарвина в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных (В. Келер, Э, Торндайк) и инстинктов у человека (3. Фрейд, У. Макдауголл, И. П, Павлов и др.).

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшими в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, 3. Фрейд и У. Макдауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам. Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научно удовлетворительного ответа. В конце концов, дискуссии вокруг теории инстинктов закончились тем, что само понятие "инстинкт" применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые включали в анализ психических явлений. [ 10 ]

В 20-е годы текущего столетия на смену теории инстинктов пришла концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека.

Оба понятия — "инстинкт" и "потребность" — обладали одним существенным недостатком: их использование не предполагало наличия психологических когнитивных факторов, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма, которые называются психическими. В силу данного обстоятельства эти два понятия были заменены понятием влечения — драйва. Влечение — стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения, сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века. Э. Толменом и К. Халлом) рассматриваемая концепция I включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения [12].