Смекни!
smekni.com

Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе (стр. 4 из 9)

Изменение места эмоций во временной структуре дея­тельности по мере усложнения и отдаления начальных ее компонентов от конечных результатов (эмоции начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи). Такое «эмоциональное предвосхищение» А.В. Запорожец и Я.З. Неверович связывают и с возникающей деятельностью эмоцио­нального воображения.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько при рассмотрении развития эмоциональной сферы старшего дошкольника обращают внимание на его тесную связь с формирующейся волей ребенка.

К шести годам происходит оформление основных эле­ментов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления пре­пятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты: выделяемые цели недостаточно устойчивы и осознанны, удержание цели в значительной степени определяется труд­ностью задания, длительностью его выполнения.

Рассматривая произвольное поведение в качестве одно­го из основных психологических новообразований дошколь­ного возраста, Д.Б. Эльконин определяет его как поведе­ние, опосредованное определенным представлением.

Ряд исследователей (Г.Г. Кравцов, Н.А. Семаго) счита­ют, что развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте идет по трем уровням, которые имеют периоды «перекрытий»: формирование двигательной произвольности; уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций; произвольная регуляция собственных эмоций.

При этом стоит отметить, что, по данным Н.И. Гуткиной, семилетние дети имеют более высокий уровень разви­тия произвольности (работа по образцу, сенсомоторная ко­ординация) по сравнению с шестилетними, соответственно семилетние дети лучше готовы к школе по данному пока­зателю готовности к школе.

Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, фор­мированием соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка, являю-щимися, в свою очередь, одним из основных психологических новооб-разований дошкольного возраста. Принятие наиболее значи­мого на данный момент мотива является основой, позво­ляющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом воз­расте одним из наиболее действенных в плане мобилиза­ции волевых усилий мотивов является оценка действий значимым взрослым.

Необходимо отметить, что к старшему дошкольному воз­расту проис-ходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка сни­жается, в то же время старший дошкольник становится все более активным в поиске новой информации. Н.И. Гуткина, сравнивая мотивы детей 6 и 7 лет, отмечает, что значимых различий в степени выраженности познавательного моти­ва у шестилеток и семилеток нет, что свидетельствует о том, что по данному параметру психического развития шестилетние и семилетние дети могут рассматриваться как одна возрастная группа.

Существенно изменение претерпевает и мотивация к ус­тановлению положительного отношения окружающих.

Становление мотивационной сферы, соподчинение, развитие познавательной мотивации, определенного от­ношения к школе теснейшим образом связаны с разви­тием самосознания ребенка, переходом его на новый уро­вень, с изменением его отношения к себе; у ребенка по­является осознание своего социального «Я». Возникно­вение этого новообразования в значительной степени оп­ределяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю систему отношений его к действительности, в том числе к школе, взрослым и т. д. Как заметила Л.И. Божович, исследуя проблему «кризиса семи лет», осознание свое­го социального «Я» и возникновение на этой основе внут­ренней позиции, т. е. целостного отношения к окружаю­щему и к самому себе, которое выражает новый уровень самосознания и рефлексии, пробуждает соответствующие потребности и стремления ребенка, в том числе и по­требность выйти за рамки своего привычного детского образа жизни, занять новое, более значимое место в обществе.

Старший дошкольник, готовый к школе, хочет учить­ся и потому, что у него есть желание занять определен­ную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Сплав этих двух потребностей способствует возникнове­нию нового отношения ребенка к окружающей среде, на­званного Л.И. Божович внутренней позицией школьни­ка, которая, по ее мнению, может выступать как один из критериев личностной готовности ребенка к школьному обучению.

При этом, как отмечала в своем исследовании Н.И. Гуткина, внутренняя позиция школьника чаще встречается и более выражена у семилетних детей, чем у шестилетних, что говорит о невозможности рассмотрения семилеток и шестилеток как единой возрастной группы по данному па­раметру развития мотивационной сферы.

Рассматривая возникновение личного сознания, нельзя не упомянуть о развитии самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Основой первоначальной самооценки является овладе­ние умением сравнивать себя с другими детьми. Для ше­стилетних детей характерна в основном недифференциро­ванная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту, она дифференцируется и несколько снижается. Разви­тие умения адекватно оценить себя, в значительно степени обусловлено возникающей именно в этот период децентрацией, способностью ребенка посмотреть на себя и на ситу­ацию с разных точек зрения.

Поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации раз-витии ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязан-ности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятель-ностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружаю-щих и его взаимоотношения с ними.

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется на сис­темы «ребенок - учитель» и «ребенок - родитель». Систе­ма «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. В учи­теле воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оцен­ки. В настойчивом стремлении стать школьником, обнаруживаемом у детей к концу дошкольного возраста, на­ходят свое воплощение ведущие потребности ребенка: по­знавательная потребность, выражающаяся в стремлении учиться, приобретать новые знания и умения, и потреб­ность в общении, принимающая форму желания выпол­нять важную общественно значимую деятельность. Все тре­бования, связанные с учением или положением школьни­ка, очень эффективны и вызывают у детей этого возраста стремление им ответить. Хотя санкции взрослого практи­чески не меняются, учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей.

Социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности, которая называется учебной деятельностью.

С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной дея­тельности заключается задача начальной школы. Первая трудность заключается в том, что мотив, с кото-рым ребе­нок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятель-ности. Поскольку мотив и содержание учебной де­ятельности не соответст-вуют друг другу, мотив постепен­но начинает терять силу, он не работает иногда и к нача­лу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутрен­ним содержанием предмета усвоения. Хотя мотив к общественно необходимой деятельности в принципе остается, но побуждать к учению должно то содержание, кото-рому учат в школе, считал Д.Б. Эльконин. Необходимо форми­ровать учебную мотивацию[42,84].

Если удается сформировать такие мотивы у учащих­ся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые свя­заны с позицией школьника, осуществлением обществен­но значимой и общественно оцениваемой деятельностью. Только таким образом наполняются содержанием широ­кие социальные мотивы, конкретно связанные с деятельностью, которая осуществляется школьником. Позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещаю­щего школу и аккуратно выполняющего предписания учи­теля и домашние уроки, а позиция человека, совершен­ствующего себя и тем самым совершающего общественно значимую деятельность.

Охарактеризованные мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Отличие от познавательных ин­тересов состоит, в том, что они направлены не просто на приобретение информации о широком круге явлений окру­жающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области изучаемого предмета.

Познавательные интересы удовлетворяются самыми раз­личными способами, и ребенок приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в рассказах книг для чтения. Все эти сведения приобретаются по ходу встреч с теми или иными явлениями действительности, т. е. стихийно. В школе способ приобретения знаний отличается систематич­ностью, и то, примет ли ребенок этот новый способ, будет зависеть от его готовности к школе.

В исследованиях Л. И. Божович новообразование, воз­никающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста или в период кризиса 7 лет и представляющее собой сплав двух потребностей — познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне («внутрен­няя позиция школьника»), было предложено в качестве низшего актуального уровня психического развития, необ­ходимого и достаточного для начала обучения в школе. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ре­бенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формирова­нии и исполнении намерений и целей, или, другими слова­ми, произвольном поведении ученика.