Смекни!
smekni.com

Механизмы психологической защиты у дошкольников (стр. 3 из 4)

Вытеснение – форма переживания, отсутствующего в сознании; крайняя форма отрицания. В отличие от подавления, вытеснение связано не с исключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. Мотив – побуждение к конкретной деятельности. Таким образом, забывается не само событие, действие, переживание, ситуация, а только его причина. Забыв истинный мотив, человек заменяет его на ложный, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом.

Для детей типичным является вытеснение страха смерти. В этом случае сохраняется осознание того, что он боится, что страх – есть. В то же время настоящая причина страха маскируется. Например, вместо страха смерти появляется страх «медведя» или «волка», которые могут «напасть и голову откусить». По мнению З.Фрейда, причиной вытеснения является стремление избежать неудовольствия, вызванного данным воспоминанием.

События, вытесненные в бессознательное, сохраняют эмоциональный энергетический заряд и постоянно ищут возможности выхода наружу. Для удержания их в бессознательном требуется непрерывный расход энергии. В то же время, когда вытесненное влечение делает попытку пробиться в сознание, субъективно это ощущается как переживание беспокойства и тревоги или беспричинного страха. Такое повышение тревожности и общей эмоциональности побуждает человека менять логику своего мышления. Под действием вытеснения формируется особая черно-белая логика, связанная с предпочтением крайних вариантов в оценке действительности.

Вытеснение может осуществляться не только полностью, но и частично. При неполном вытеснении остается невытесненным, сохраненным, отношение человека к истинному мотиву как причине переживания. Это отношение существует в сознании в замаскированном виде как чувство немотивированной тревоги, сопровождающейся иногда соматическими явлениями. Например, у ученика , относящегося с отвращением к урокам игры на фортепьяно, могут появиться судороги или спазмы в руках.

Проекция – механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри человека, на окружающий мир. Так, недолюбливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что именно тот замышляет против него что-то недоброе.

По мнению З.Фрейда, проекция – приписывание другим людям того, в чем человек не расположен себе сознаться. Это неявное уподобление окружающих людей себе, своему внутреннему миру. Обнаруживаясь в раннем детстве, проекция часто выступает как подсознательный механизм защиты и у взрослых. Например, ребенок, который ленится, систематически не учит уроки и получает двойку за двойкой, утверждает, что учительница к нему придирается, а родители не помогают готовить домашние задания. Драчун уверяет, что его толкнули, и лишь поэтому он был вынужден ввязаться в драку. Девочка, страстно желающая быть в центре внимания и завоевать симпатию всех одноклассников, может внезапно охладеть к своей близкой подруге, считая, что та «специально» переключает внимание мальчиков на себя. Другой пример проекции: девочка четырех лет злиться на своего отца, которого она редко видит (родители в разводе). Но когда отец приходит с ней поиграть, она может неожиданно обрушиться со словами: «Ты плохой, ты злой!». Таким образом, произошла проекция эмоционального состояния ребенка на отца: девочка бессознательно «приписала» ему свою злость.

При реализации проекции личность сдвигает границы своего «Я», удерживая внутри себя только положительные личностные качества. Тем самым создаются условия для отвержения неприемлемых аспектов образа «Я» и возникновения ощущения того, что они как бы принадлежат другому. В противоположном случае, когда объем образа «Я» расширяется, становится возможным «захват» другой личности с ее привлекательными качествами, и тогда за свое принимается то, что принадлежит другому.

Подсознательный механизм проекции нередко проявляется у детей с пониженной самооценкой. Человек с повышенной самооценкой, как правило, уверен в себе и не нуждается в непрерывной демонстрации особых достоинств своей персоны. У него нет желания постоянно самоутверждаться. При низкой самооценке, напротив, человек постоянно недоволен собой. Тогда возникает потребность искать и находить себе недруга: ведь хорошо осознавать, что все плохое – там, во внешнем объекте, где можно побеждать, наказывать или уничтожать. Такие дети считают, что они хуже других: медленнее делают уроки, хуже соображают, чаще ошибаются.

Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных. Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства, действия, манеры поведения. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я», чтобы оно стало лучше приспособлено к социальному окружению.

Например, мальчик при ответе на вопрос «Если бы у тебя была волшебная палочка, то…», выбрал игрушку - трансформер. Таким образом, выбирая трансформер, мальчик, испытывающий неосознанную тревогу из-за своей слабости, выделяет самое главное в этих моделях – силу.

Обычно идентификация проявляется в детских ролевых играх. Дети играют в дочки – матери, в детский сад, магазин, школу, в «войнушку», в трансформеров и т.д., последовательно разыгрывают роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, лечат друг друга, прячутся от врагов, защищают слабых. Являясь одним из механизмов самопознания, идентификация увеличивает способность ребенка испытывать чувства удовольствия, единства и гармонии путем сопричастности к кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят. Вместе с тем имитация (незрелая форма идентификации, выражается в стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем) поведения отрицательных персонажей, отношение к которым вызывает беспокойство и тревогу, нередко позволяет ребенку превратить эту тревогу в приятное чувство безопасности. А.Фрейд приводит такой пример. Маленькая девочка боялась проходить через темный зал из-за привидений. Тогда она сама с помощью жестов стала изображать привидение и пришла к выводу, что если ты сам привидение можно не бояться идти.

З.Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или бессознательно старается действовать. Этим человеком мог быть кто-то из наших родных или друзей. Но точно в такой же роли может быть и незнакомый человек, о котором мы читали, о котором нам рассказывали.

Считается, что благодаря достаточно теплым отношениям с матерью ребенок смог уверовать в безопасное окружение. Такое совместное существование ребенка с матерью в прошлом формируют в дальнейшем основу, на которой и осуществляется перенос качеств другого на себя. Мать исполняет или отвергает желания ребенка и становится не только первым объектом его любви, но и первым «законодателем». Быстрее всего развивается то, что нравится матери и что ею оживленнее присутствует. И наоборот, процесс развития замедляется там, где она становится равнодушной или не показывает свое одобрение. Родители – это строители и охранители мира, который находится в состоянии порядка и обеспечивает ребенку защите благодаря их усилиям. Поэтому ребенок испытывает к родителям «изначальное доверие», без которого не может развиваться.

В норме с помощью идентификации ребенок усваивает образцы поведения значимых для него людей, т.е. активно социализируется. Он становится способным не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и сам принимать в них участие, чувствовать себя их представителем. Еще долгие годы ребенок нуждается в поддержке и опоре авторитарного лица (родитель, учитель) и может легко разочароваться в нем. Имитация и идентификация – необходимые предварительные условия для последующего вступления ребенка в социальное сообщество взрослых.

Обычно дети хотят превратиться в короля или королеву, чтобы удовлетворить свою потребность главенствовать, организовывать, управлять другими людьми или, напротив, чтобы помогать, защищать других.

Идентификация с агрессивным персонажем – вариант защитного поведения и нередко является следствием перенесенного травмирующего опыта. В этом случает ребенок присваивает себе некоторые характеристики объекта тревоги и тем самым снижает остроту переживания. Воплощая агрессора, принимая его атрибуты или имитируя агрессию, он преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает.

Идентификация играет важную роль в усвоении человеком групповых норм и ценностей и в принятии таких понятий как авторитет, популярность, престиж. Способность восхищаться и любить тех, кто лучше нас, создавать себе идеалы, предрасполагая к идентификации. За счет нее у ребенка формируется чувство собственного достоинства и повышается самоуважение. Самоуважение достигается в том случае, когда человек чувствует себя сопричастным к чему-то, что выше,. Лучше его. Ощущение такой сопричастности помогает преодолеть индивидуальную слабость, беззащитность, ощущение бесцельности своей жизни.