Смекни!
smekni.com

Семьи несовершеннолетних осужденных как объект пенитенциарной социальной работы (стр. 9 из 15)

Особенностью социальной работы с семьей осужденного является то, что целью ее является коррекция имеющихся конфликтных отношений (неважно на какой основе они существуют: психоэмоциональной, социально-экономической, национальной), а опорой в работе являются имеющиеся положительные связи. Практические работники исправительных колоний давно уже приняли за аксиому в работе тезис, что корректировать необходимо не поведение осужденного или его родных, собственно отношения между ними. Причем эти связи представляют собой систему отношений, некоторые из которых оказались нарушенными. (Что и явилось одной из сторон формирования преступного поведения осужденного и соответствующего поведения его родственников).

В процессе ресоциализации у подростка должна сформироваться новая система ценностей, выработаться умение противостоять криминальной субкультуре[32]. Необходимо понимать, что процесс этот долгий, кропотливый. И на всем его протяжении подросток должен не просто получать наставления и рекомендации, а необходимо таким образом активировать его процессы самопознания, чтобы он в полной мере сумел увидеть и осознать свои возможности и проблемы, сильные и слабые стороны личности, научился бы адекватно оценивать свои способности, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор.

Как правило, ресоциализация несовершеннолетних осужденных - длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Но часто игнорируется положение о том, что в эту систему должна быть включена работа и семьей осужденного. Как бы его хорошо не подготовили в колонии к освобождению, выйдя из нее он попадет в ту же самую обстановку из которой он уходил. К сожалению ситуация усугубляется еще и тем, что самые близкие люди зачастую не могут понять и принять этого подростка. На него навешивается ярлык «осужденного», и отношение семьи и общества в таком случае не способствует полноценному восстановлению статуса подростка. Ему остается одно – смириться с тем, что есть и жить в соответствии с теми требованиями, которые ему предъявляют. Поэтому без оказания помощи в приспособлении к условиям постпенитенциарной жизни вышедшим из заведений воспитанникам трудно рассчитывать на то, что они не вернутся на преступный путь.

Особенность процесса ресоциализации несовершеннолетнего, отбывающего наказание в виде лишения свободы, характеризуется тем, что трудно определить наиболее эффективные методы и приемы работы, выделить некие определенные методики, которые бы однозначно хорошо «работали» при психокоррекционной работе с данной категорией подростков. Без индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему осужденному невозможна продуктивная и эффективная деятельность.

Формы и методы работы при этом могут быть самыми различными, но основной целью любой работы с несовершеннолетними осужденными является реконструкция его собственного «Я», внутреннего стержня, определяющего его духовность и нравственность. Большую, и, наверное, даже главенствующую роль играет в этом случае личность самого педагога, психолога, и любого другого лица, организующего процесс социально-психолого-педагогического сопровождения. Важно, чтобы и сам сопровождающий имел четкие цели-маяки по направлению, к которым необходимо активно продвигаться, несмотря на объективные трудности процесса ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя.

Технологии социальной работы с семьями осужденных можно обозначить следующие: социальные диагностика, адаптация, реабилитация, терапия, консультирование, посредничество и т.п.

Индивидуальная работа с семьями осужденных предполагает несколько этапов:

установление контакта с членами семьи;

выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;

определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;

реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

патронирование семьи, если оно необходимо.

Нередко, как показывает опыт работы, налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно, однако, ослаблять активность педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

Социальная диагностика семьи осужденного должна придерживаться следующих принципов. Прежде всего, это принцип объективности, который следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, социальных работник не должен зависеть от влияния внешних факторов. Осознанно или неосознанно искажая действительную картину в силу нежелания подобной реакции, социальный работник тем самым блокирует возможность коррекции социальной патологии, которую он исследовал. Во-вторых, социальный работник должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта. Искажающее воздействие этих факторов может быть оказано как на сбор фактов, так и на их интерпретацию.

В связи с этим необходимо также использовать принцип верификации социальной информации, т.е. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных.

Социальная действительность полна противоречий, единичных фактов и случайностей, и, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверять эмпирические данные солидной теорией, сопоставлять сведения, полученные по различным каналам.

Вследствие этого необходимо применять и принцип системности в диагностике, так как абсолютно все социальные проблемы являются поликаузальными, т.е. их зарождение и развитие определяется не одной причиной, а несколькими, часто даже системой, сетью причин. В связи с этим, для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения осужденного, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, взаимоотношения с окружающим его коллективом; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья. Разумеется, социальный работник ни в коей мере не может быть специалистом во всех названных областях, однако определить наличие затруднения и порекомендовать профессионала, который способен произвести углубленную диагностику, он обязан.

Специфическим принципом диагностики в социальной работе можно считать принцип клиентоцентризма, т.е. рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей и опосредований социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник защищает интересы клиента (разумеется, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом этой позиции строит всю свою деятельность.

Независимо от применяемых методов любой технологический процесс в социальной диагностике имеет структуру, отдельные элементы которой меняются в зависимости от конкретных условий.

Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса - сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.

Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни осужденного. Целый ряд социальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. Если мы в настоящее время не можем однозначно сказать, является ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей или прародителей результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений, или это влияние семейного образа жизни, то наследование личностных черт, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), не подлежит сомнению.

Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно при анализе групповых клиентов - семьи, класса, трудового или студенческого коллектива.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. В условиях лишения свободы данный метод социальных технологий приобретает особенно важное значение.