Смекни!
smekni.com

Глобальные социальные проблемы и будущее человечества (стр. 2 из 3)

Общим недостатком гипотетического подхода к предвидению будущего является абсолютизация одной из возможных линий развития. Поэтому данный подход имеет общие черты с научной фантастикой, где будущее тоже рисуется на основании абсолютизации какого-либо из возможных направлений развития общества, а их – множество. Какое из них превратить в действительность, должна решить наука. Учитывая современное состояние науки и сложнейший характер общества, его изменений под воздействием не только объективных, но и субъективных факторов, роль которых постоянно возрастает, надо отметить важную позитивную роль гипотетического подхода к предвидению, особенно при характеристике глобальных проблем современности и возможных путей их эволюции. Если не уделять им и их разрешению должного внимания со стороны общества и государственных структур, то человечество ждет гибель в ближайшие десятилетия.

Если гипотетический подход состоит в ориентации на должное, воспроизводит один из возможных вариантов развития, то утопический подход к предвидению обуславливается желаемым, происходит из идеала. Утопия всегда оценочна, она порождается социальными проблемами: социальной несправедливостью, ростом преступности, распространением девиантного (отклоняющегося) поведения. Эти проблемы особенно остры в странах, среди них и Россия, которые переходят от общества, основанного на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, к обществу, основанному на буржуазном способе производства. Этот переход в результате ряда причин воспроизводит в России элементы того капитализма, который в свое время отвергался в произведениях гениального Анри Сен-Симона, остроумного Шарля Фурье, благородного Роберта Оуэна. Эти мыслители предвидели некоторые закономерности общественного развития, показали социальную несправедливость развивавшихся товарно-денежных отношений и предпринимали некоторые действия в интересах коммунистического будущего. Они верили в будущее общество, которое будет подобно тому, которое описано в книгах Томаса Мора «Утопия» и Томмазо Кампанеллы «Город солнца». Конечно, гипотетически можно допустить подобное развитие общества, ибо стремление к социальной справедливости, социальному равенству, человеколюбие и другие благородные, нравственные качества присущи многим людям. Ведь можно предположить, что они будут определяющей движущей силой общественного развития, тогда положения утопистов, которые представляют собой нечто вроде «конструктивных разработок» будущего, могут воплотиться в действительность. В этом проявляется сходство между гипотетическим и утопическим подходами к предвидению. Безусловно, надо отдать должное классикам утопического коммунизма в том, что они предвидели кое-что из будущего. Например, необходимость регулирования экономики, возникновения общественных (бесплатных для родителей) детских дошкольных учреждений и т. п., что ныне стало реальностью в развитых странах и отвергается некоторыми радикальными реформаторами в России как наследие социализма. Социализма как общественной системы не было в истории, социализм существует как социальное движение и как учение, которое в предвидении будущего во многом является утопией.

В прошлом, да и ныне наиболее распространенным утопическим положением является возможность победы социализма в отдельной стране или отдельных странах. Те социалисты или коммунисты, которые утверждают, что в их стране будет построено социалистическое или коммунистическое общество, находятся в плену утопического мифа, и желаемое выдают за реальную возможность. Ими не учитываются как закономерности общественного развития, так и глобальные проблемы современности. Предсказывая будущее человечества, одни из основателей социологии К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что переход от экономической формации к следующей будет одновременным для всех народов и территорий Земли. Происходящий ныне процесс глобализации, формирование единого мирового капиталистического рынка, тенденция социального, политического, духовного единения человечества, особенно на основе развития науки подтверждают верность учения классиков.

Сегодня распространяется, особенно в нашей стране, мысль о том, что теория Маркса – это утопия, что Маркс занимался конструированием будущего как идеального коммунистического. Из этого исходили и «марксисты», которые идеологически обеспечивали «строительство коммунизма в СССР». В действительности учение Маркса искажается как «марксистами», так и антимарксистами, ибо те и другие отражали и отражают интересы тех или иных господствующих феодалов или буржуазии. Последние отвергают Маркса, ибо он научно раскрыл глубинные сущностные явления буржуазного способа производства, чем, кстати, способствовал его совершенствованию, включению в него элементов социализма. К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» писали: «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с котором должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» [К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч., 2-е изд. – Т. 3. – С. 34]. Маркс писал: «мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаем только посредством критики старого мира найти новый мир…, конструирование будущего и провозглашение раз и навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело» [Там же. – Т. 1.- С. 379].

Методологические положения К. Маркса и Ф. Энгельса вместе с другими легли в основу социологии и оказали существенное влияние на становление социального прогнозирования, футурологии – науки о будущем. Термин футурология, который представляет собой соединение латинского и греческого слов – будущее и учение, был введен в науку немецким социологом О. Флехтхеймом в 1943 г. О футурологии, как науке о будущем, стали говорить с начала научно-технической революции. С 60-х годов появляются в развитых странах социальные прогнозы, среди них труды американских социологов Д. Белла, Г. Канна и французских обществоведов Р. Арона, Б. де Жуневеля. В 1968 г. по инициативе итальянского экономиста и общественного деятеля А. Печчеи был организован «Римский клуб», объединивший несколько десятков ученых, бизнесменов и политиков развитых стран для систематического обсуждения наиболее актуальных проблем глобального характера. Клуб объединил людей, искренне озабоченных угрожающими последствиями гонки вооружения, усиливающимся загрязнением окружающей среды и другими проблемами человечества. Они выдвигали свои пути их решения, многие из которых носили гипотетический и утопический характер. В целом в обмене мнений формировался новый научный подход. По инициативе и при помощи «Римского клуба» развернулось моделирование перспектив человечества на основе ЭВМ. Для прогнозирования с использованием ЭВМ надо составить определенную модель изучаемого явления, которая должна иметь количественную характеристику.

Научный подход к предвидению широко использует достижения информатики, кибернетики, экономики, социологии и других наук. Родилось технологическое прогнозирование – анализ трендов (эксплоративные или поисковые прогнозы) и оптимизация трендов (прагмативные прогнозы). Футурологи анализировали тренды разоружения, тренды развития слаборазвитых стран, тогда называвшихся странами «третьего мира». Эти анализы сопоставляются с анализом трендов нарушения глобальных экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных, демографических балансов. А затем предпринимается оптимизация этих и трендов других проблем (развития культуры, скопления людей в гигантских городах, роста преступности и т. д.) с целью выявить возможные пути их оптимального решения.

Прогнозирование невозможно без изучения реальных проблем. Для этого недостаточно постановки проблемы, но важно выяснение ее генезиса, специфики назревания проблемной ситуации, возможных, желательных и вероятных путей ее преодоления. Анализ любой глобальной социальной проблемы показывает, что она состоит из множества других социальных проблем или непосредственно с ними взаимосвязана. В 1976 г. в единственном выпуске на английском языке Ежегодника мировых проблем и человеческого потенциала перечислены 3705 общемировых социальных проблем. Прогностический центр конгресса США выделяет в последние годы 30-40 глобальных социальных проблем. Приводится следующий перечень, включенный «Римским клубом» в глобальную проблематику:

«1) бесконтрольное распространение человека по планете;

2) неравенство и неоднородность общества;

1) социальная несправедливость;

2) голод и недоедание;

3) широкое распространение бедности;

4) безработица;

5) мания роста;

6) инфляция;

7) энергетический кризис;

8) уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов;

9) распад международной торговли и финансовой системы;

10) протекционизм;

11) неграмотность и устаревшая система образования;

12) бунты среди молодежи;

13) отчуждение;

14) упадок городов;

15) преступность и наркомания;

16) взрыв насилия и ужесточение полицейской власти;

17) пытки и террор;

18) пренебрежение законом и порядком;

19) ядерное безумие;

20) политическая коррупция;

21) бюрократизм;

22) деградация окружающей среды;

23) упадок моральных ценностей;

24) утрата веры;

25) ощущение нестабильности;

28) неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязи». (Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – с.91)

Приведенный список, на наш взгляд, не дает представления о совокупности глобальных социальных проблем как об определенной системе. Здесь перечислены проблемы без четкой последовательности по тому или иному признаку. Есть проблемы ключевые и производные, традиционные и новые, перспективные и текущие. Можно было бы выделить социально-экономические, социально-политические и социокультурные проблемы. Не совсем понятно включение в список проблемы № 11, ибо в полной мере международная торговля и финансовая система не существуют. К тому же ныне, как и в предыдущие десятилетия, определяющей тенденцией мирового развития выступает все же экономическая интеграция.